Международный менеджмент Назад на образовательную программу
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ - МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
Разделы
Список Литературы
Ваш библиотекарь |
Внимание!Для входа в Электронную Библиотеку Вам нужно получить Логин и Пароль.
|
|
Форма контроля
Форма отправки результатов (ТЕСТ, РЕФЕРАТ)
|
ВАШ Куратор(495) 632-00-78 |
Содержание разделов печать раздела -
Введение в курс международный менеджмент
верх
Вопрос 1 Специфика международного менеджмента как области научного знания.
Международный менеджмент как самостоятельное направление научного знания выделилось сравнительно недавно. Объективной предпосылкой для появления этой науки стало ускорение, в последние десятилетия, темпов международной интеграции и глобализации торгового – экономических связей. Расширение экономических связей между странами, усиление роли крупных транснациональных корпораций в мировой экономике, создание международных экономических и финансовых институтов - эти и другие факторы, способствовали необходимости вычленения международного менеджмента в самостоятельную предметную область исследования.
Вопрос 2 Зарождение теории международного менеджмента.
Основы теории международного менеджмента были заложены в 80-90-х годах прошлого столетия. Среди зарубежных специалистов весомый вклад в становление этой науки внесли Р. Гриффин, М.Пастей, Дж. Дэниэлс, Л.Х.Радеба, П.Р. Кругман, М. Обстфельд, У.Доз, С.Хилл и др. В отечественной научной литературе международный менеджмент рассматривался фрагментарно. Как самостоятельное научное направление международный менеджмент имеет собственный предмет и объект исследования. Предметом изучения в международном менеджменте является международный бизнес, а объектом исследования выступает деятельность международных фирм. При этом международный менеджмент тесно связан с другими областями научного знания. Международный менеджмент является особым видом менеджмента, главными целями которого выступают формирование, развитие и использование конкурентных преимуществ фирмы за счет возможностей ведения бизнеса в различных странах и соответствующего использования экономических, социальных, демографических, культурных и иных особенностей этих стран и межстранового взаимодействия. В общем смысле можно заключить, что международный менеджмент – это управление различными аспектами международной деятельности многонациональных компаний.
Вопрос 3 Цель и задачи учебной дисциплины международный менеджмент.
Перед международным менеджментом, как учебной дисциплиной стоят следующие задачи:
- дать представление об основных этапах эволюции теории международного менеджмента и международного бизнеса;
- выявить современные тенденции развития международного менеджмента и бизнеса;
- вычленить специфические национальные модели управленческой науки;
- изучить особенности организации международно ориентированного бизнеса в различных странах;
- охарактеризовать принципы современного международного менеджмента;
- изучить современные технологии международного менеджмента;
- выявить роль международной транспортной и информационной инфраструктуры в развитии современного международного бизнеса;
- раскрыть специфику управления финансовыми ресурсами международных фирм;
- выявить особенности организации банковской деятельности на мировом рынке;
- изучить своеобразие кадровой политики современных международных фирм;
- получить представление об этических нормах международного бизнеса в современном мире;
- выяснить возможности выхода российских компаний на мировые рынки.
Как учебная дисциплина международный менеджмент тесно связан с другими учебными курсами, в том числе такими, как экономическая теория, мировая экономика, внешнеэкономическая деятельность предприятия, маркетинг, основы предпринимательства и др.
Международный менеджмент многонациональных компаний
верх
Вопрос 1 Транснациональные и многонациональные корпорации и их роль в мировой экономике.
Решающую роль в современной мировой экономике играют транснациональные корпорации. Хотя современная наука оперирует различными определениями, раскрывающими сущность ТНК, наиболее общим является следующее: ТНК — это международно-оперирующие фирмы в двух или более странах и управляющие этими подразделениями из одного или нескольких центров. Многонациональные корпорации (МНК) можно считать разновидностью ТНК. Их отличие от ТНК состоит в том, что капитал такой корпорации принадлежит резиденту более чем одной страны. Однако, важно подчеркнуть то обстоятельство, что и ТНК и МНК отличаются масштабами своих коммерческих операций. Основными количественными критериями, характеризующими деятельность МНК являются:
- годовой оборот, превышающий 100 млн. долларов;
- филиалы не менее, чем в шести странах;
- величина процента продаж ее товаров, реализуемых за пределами страны-резиденции- до $20\%$.
Вопрос 2 Преимущества многонациональных компаний.
Преимущества МНК:
- экономия за счет масштаба производства;
- тесное переплетение промышленного и финансового капитала, научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, что обеспечивает конкурентоспособность ТНК на мировых рынках;
- возможность использовать конкурентные преимущества каждой страны, в которой расположены отделения ТНК;
- высокий уровень специализации производства.
Как и для любой другой бизнес-структуры, для МНК главной целью предпринимательской деятельности является получение прибыли. Достижение этой цели осуществляется посредством:
- сосредоточения производств в странах с дешевым сырьем и низкими ставками заработной платы;
- переводом капиталов в страны с низким уровнем налогообложения;
- оптимизация производственных и сбытовых программ применительно к специфическим условиям разных национальных рынков;
- манипуляция балансами заграничных филиалов и дочерних компаний, подчинение их финансовой деятельности политике доходов и расходов центральной штаб-квартиры.
Вопрос 3 Принципы организации многонациональных корпораций.
Основные принципы организации МНК следующие:
- корпоративная целостность, основанная на принципе акционерного участия;
- ориентация на достижение единых для компаний МНК стратегических целей и решение общих стратегических задач;
- аличие единой управленческой вертикали (с различной степенью жесткости) и единого центра контроля в виде холдинговой компании, банка либо группы взаимосвязанных компаний;
- бессрочный характер существования МНК.
Структура анализа внешней среды международного бизнеса.
верх
Вопрос 1 Структура экономического анализа.
Структура экономического анализа внешней среды международного бизнеса включает следующие пункты:- Характеристика основных социально-экономических показателей страны: Место, занимаемое страной по ключевым показателям экономического развития страны: ВНП (ВВП) на душу населения, темпы экономического роста, темпы роста инвестиций, внешнеторговый оборот, импорт товаров и услуг (то же – в удельных показателях); уровень инфляции, безработицы, региональные или отраслевые депрессивные явления, уровень бедности и т.п.
- Демографические аспекты: динамика населения страны; гендерная структура населения в динамике.
- Социальная структура общества: удельный вес отдельных социальных слоев с характеристиками их душевого и семейного дохода; динамика этих показателей.
- Ресурсы основных видов, интересующих фирму, с ранжированием по: наличию в стране и регионах; стоимостной оценке; уровню дефицитности. Особая справка – о возможности получения этих ресурсов в сопредельных странах.
- Инфраструктура: характеристика транспортных коммуникаций, состояние дорожной сети, наличие транспортно-логистических центров.
- Информационное обслуживание бизнеса: основные характеристики возможностей связи (например, число телефонов на тысячу жителей); разновидности и эффективность работы почты; основные характеристики компьютерно-сетевых услуг.
- Уровни оплаты труда в интересующих фирму сферах бизнеса (в разрезе основных категорий наемных работников); принятые в стране формы оплаты труда.
- Общая оценка развитости и возможностей: отраслей – вероятных конкурентов; отраслей – вероятных поставщиков; отраслей – вероятных потребителей.
- Основные элементы валютного регулирования в стране.
- Основные элементы торговых и экспортно-импортных ограничений в стране.
- Научно-техническое и консалтинговое обслуживание бизнеса в стране (направления, фирмы, возможности привлечения).
Вопрос 2 Структура правового анализа внешней среды.
Структура правового анализа внешней среды включает:
- Общая оценка согласованности системы права в стране с основными положениями международного права.
- Регулирование экспортно-импортных операций, интересующих фирму (включая вопросы международных перевозок).
- Регулирование выезда/въезда частных лиц.
- Защищенность собственности и прав личности.
- Регулирование перемещения капитала, экспорта прибыли, иных финансовых операций через границу.
- Оценка элементов коммерческого права, которые могут интересовать фирму.
- Регулирование создания и трансформации бизнеса.
- Регулирование трудовых отношений.
- Регулирование цен.
- Элементы антимонопольного законодательства, которые могут задевать интересы фирмы.
- Подробно: вопросы налогообложения фирм и частных лиц (желательно с комментариями юриста-международника и специалиста по международному аудиту).
- Общая оценка стабильности правовой системы страны (желателен и вероятный прогноз опасностей с этой стороны).
Вопрос 3 Структура политического анализа внешней среды.
Структура политического анализа внешней среды:
- Политический режим в стране и его отношения со страной базирования МНК.
- Межгосударственные (межрегиональные) соглашения между принимающей страной и страной базирования МНК, которые могут интересовать фирму.
- Участие страны в политических блоках и международных экономических союзах (возможное влияние на будущий бизнес: возможности, опасности).
- Политические партии и общественные организации в стране базирования МНК, имеющие более тесные контакты с властями, политическими партиями и общественными организациями страны.
- Наиболее видные политические лидеры (предельно краткие биографические данные).
- Основные политические партии и наиболее влиятельные общественные организации в стране.
- Основные политические соперники, борющиеся за власть в стране, и существо их принципиальных позиций в экономических, социальных и правовых вопросах.
- Краткая характеристика связки «бизнес – политика» (фирмы, партии, лидеры).
- Ближайшие выборы парламента и президента (или их аналогов в стране), перспективы их исхода и вероятное влияние на бизнес и на отношения со страной базирования МНК.
- Роль и влияние региональных властей (с учетом регионов проникновения фирмы).
- Политическая обстановка в регионах проникновения фирмы.
- Общая оценка политической стабильности в стране.