Поиск и обработка экономической информации 2.2ФК;БУ » Межвузовский информационно-образовательный портал

Межвузовский Информационно-Образовательный Портал

Demo
Demo

Поиск и обработка экономической информации
Назад на образовательную программу


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ - МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

Разделы

Список Литературы


Ваш библиотекарь

Анатолий Вассерман

Внимание!

Для входа в Электронную Библиотеку Вам нужно получить Логин и Пароль.
Для получения Логина и Пароля ВАМ нужно обратиться в деканат Вашего института
или заполнить форму для получения:

Форма заявки





    [recaptcha]

    Форма контроля

    • ЭССЕ

      Темы для ЭССЕ
      1. Характеристика ресурсов Интернет, особенности использования Интернет как средств менеджемента и маркетинга. Факторы, влияющие на эффективность бизнеса в Интернет.
      2. Структура, характеристика ресурсов Интернет: WWW, FTP, GOPHER и др. Особенности ресурсов разного типа. Универсальный идентификатор ресурса.
      3. Ведущие продавцы профессиональной информации, системы Dun & Bradstreet, Data-Star, Dialog.
      4. Основные зарубежные производители информационных продуктов и услуг на финансовом рынке РФ.
      5. Отечественный рынок информационных услуг. Состояние и перспективы.
      6. Краткая характеристика мирового рынка информационных услуг. Производители и продавцы информации.
      7. Наиболее востребованные ресурсы глобальной сети, проблемы создания рыночного равновесия
      8. Оценка расходов на аппаратуру, программные средства, систему безопасности, обучение персонала и др. для подключения и использования Интернет в бизнесе.
      9. Сущность информатизации и компьютеризации общества. Основные черты информационного общества.
      10. Эволюция информационных процессов в обществе. Информационные кризисы и революции.
      11. Алгоритмы работы пользователя при поиске информации с помощью поисковых систем. Общие характеристики языка запросов поисковых систем.
      12. Особенности организации WEB, FTP, GOPHER, DNS и прокси-серверов. Настройка WEB- и FTP-серверов.
    • ТЕСТ

      Бланки тестов
      "Поиск и обработка экономической информации"
      - в данной дисциплине ТЕСТ заполнять не нужно!
    • РЕФЕРАТ

      Темы для рефератов
      "Поиск и обработка экономической информации"
      - в данной дисциплине РЕФЕРАТ писать не нужно!

    Форма отправки результатов (ТЕСТ, РЕФЕРАТ)




      • captcha



      ВАШ Куратор

      priemzao@inyaz-mil.ru

      (495) 632-00-78




      Содержание разделов печать раздела -    

      Представление информации и информационные технологии.
      верх

      Лекция 1: Представление информации и информационные технологии.

      Представление информации и информационные технологии.

      Информа́ция — сведения, воспринимаемые человеком или специальными устройствами как отражение фактов материального мира в процессе коммуникации. Информация — это не материя и не энергия, информация — это информация.

      Определения понятия «информация» из международных стандартов:
      • знания о предметах, фактах, идеях и т. д., которыми могут обмениваться люди в рамках конкретного контекста (ISO/IEC 10746-2:1996);
      • знания относительно фактов, событий, вещей, идей и понятий, которые в определённом контексте имеют конкретный смысл (ISO/IEC 2382-1:1993).

      Определений информации существует множество, причём Н. Н. Моисеев полагал, что в силу широты этого понятия нет и не может быть строгого и достаточно универсального определения информации.

      Хотя информация должна обрести некоторую форму представления (то есть превратиться в данные), чтобы ей можно было обмениваться, информация есть в первую очередь интерпретация (смысл) такого представления (ISO/IEC/IEEE 24765:2010)[7]. Поэтому в строгом смысле информация отличается от данных, хотя в неформальном контексте эти два термина очень часто используют как синонимы.

      Первоначально «информация» — сведения, передаваемые людьми устным, письменным или другим способом (с помощью условных сигналов, технических средств и т. д.); с середины XX в. термин «информация» превратился в общенаучное понятие, включающее обмен сведениями между людьми, человеком и автоматом, автоматом и автоматом; обмен сигналами в животном и растительном мире; передачу признаков от клетки к клетке, от организма к организму (например, генетическая информация); одно из основных понятий кибернетики Информацио́нные техноло́гии (ИТ, также — информационно-коммуникационные технологии) — процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов (ФЗ № 149-ФЗ); приёмы, способы и методы применения средств вычислительной техники при выполнении функций сбора, хранения, обработки, передачи и использования данных (ГОСТ 34.003-90); ресурсы, необходимые для сбора, обработки, хранения и распространения информации (ISO/IEC 38500:2008). Специалистов в области информационных систем и технологий часто называют ИТ- или IT-специалистами.

      В широком понимании ИТ охватывают все области создания, передачи, хранения и восприятия информации и не только компьютерные технологии. При этом ИТ часто ассоциируют именно с компьютерными технологиями, и это не случайно: появление компьютеров вывело ИТ на новый уровень, как когда-то телевидение, а ещё ранее печатное дело. Отрасль информационных технологий занимается созданием, развитием и эксплуатацией информационных систем. Информационные технологии призваны, основываясь и рационально используя современные достижения в области компьютерной техники и иных высоких технологий, новейших средств коммуникации, программного обеспечения и практического опыта, решать задачи по эффективной организации информационного процесса для снижения затрат времени, труда, энергии и материальных ресурсов во всех сферах человеческой жизни и современного общества. Информационные технологии взаимодействуют и часто составляющей частью входят в сферы услуг, области управления, промышленного производства, социальных процессов. Начало развития — с 1960-х годов, вместе с появлением и развитием первых информационных систем (ИС). Инвестиции в инфраструктуру и сервисы, Интернет вызвали бурный рост отрасли ИТ в конце 1990-х годов.

      Революции в образовании и экономика знаний.

      Экономика знаний - высший этап развития постиндустриальной экономики и инновационной экономики. Часто термин экономика знаний используют как синоним инновационной экономики. Однако экономика знаний - высший этап развития инновационной экономики. И является базой, фундаментом общества знаний или информационного общества. Главным фактором формирования и развития экономики знаний является человеческий капитал.
      1. Экономика знаний - экономика, где основными факторами развития являются знания и человеческий капитал. Процесс развития такой экономики заключен в повышении качества человеческого капитала, в повышении качества жизни, впроизводстве знаний высоких технологий, инноваций и высококачественных услуг.
      2. В социологии: экономика ежедневной технологической революции.

      Экономика знаний - высший этап развития постиндустриальной экономики и инновационной экономики, а потому в наибольшей степени характерна для самых развитых стран таких как: США, Германия, Великобритания, Республика Корея и Япония. Сегодня производство знаний и высоких технологий служит основным источником роста экономики в развитых странах.

      Безымянный_6633

      Биоинформатика.

      Биоинформа́тика — совокупность методов и подходов, включающих в себя:
      1. математические методы компьютерного анализа в сравнительной геномике (геномнаябиоинформатика).
      2. разработка алгоритмов и программ для предсказания пространственной структуры биополимеров (структурная биоинформатика).
      3. исследование стратегий, соответствующих вычислительных методологий, а также общее управление информационной сложности биологических систем.

      В биоинформатике используются методы прикладной математики, статистики и информатики. Биоинформатика используется в биохимии, биофизике, экологии и в других областях. Наиболее часто используемыми инструментами и технологиями в этой области являются языки программирования Java, C#, Perl, C, C++, Python, R; язык разметки — XML; базы данных — SQL ; программно-аппаратная архитектура параллельных вычислений — CUDA; пакет прикладных программ для решения задач технических вычислений и одноимённый язык программирования, используемый в этом пакете —MATLAB, и электронные таблицы. Приоритеты управления и полный вектор управления.

      пщгнпщд

      Знания как информационное оружие.

      Информационное оружие - специальные средства, технологии и методы, которые применяются с целью нанесения негативного воздействия на политическую, экономическую, социальную, управленческую, оборонную и другие важные сферы деятельности государства, а также психологического воздействия на население для дестабилизации общества и государства.

      Лекция 2. «Управление рисками»

      Модели для выявления и анализа возможностей, рисков и угроз.

      Управление рисками, риск-менеджмент (англ. riskmanagement) — процесс принятия и выполнения управленческих решений, направленных на снижение вероятности возникновения неблагоприятного результата и минимизацию возможных потерь проекта, вызванных его реализацией. Современная экономическая наука представляет риск как вероятное событие, в результате наступления которого могут произойти только нейтральные или отрицательные последствия. (Если событие предполагает наличие как положительных, так и отрицательных результатов, и в отдельных изданиях именуется спекулятивным риском, то оно исследовано экспертами не добросовестно.Эти события (а не событие) имеют дуальную природу и всегда (!) могут быть разделены на «шанс» (предполагаемое событие, способное принести кому-либо полезность, выгоду, прибыль) и «риск» (предполагаемое событие, способное принести кому-либо ущерб, убыток). Дуальные события могут быть сопутствующими (реализация шанса может повлечь за собой риск или наоборот), взаимоисключающими (игра в орлянку) или независимыми (реализация шанса и риска не зависит друг от друга, а определяется обстоятельствами и неопределённостью). Именно поэтому, в целях создания стройной системы взглядов на риск-менеджмент, следует признать все риски чистыми, а дуальные события определённые как «спекулятивные» подвергать повторному анализу). Цель риск-менеджмента в сфере экономики — повышение конкурентоспособности хозяйствующих субъектов с помощью защиты от реализации чистых рисков.

      В риск-менеджменте принято выделять несколько ключевых этапов:

      1. выявление риска и оценка вероятности его реализации и масштаба последствий, определение максимально-возможного убытка;
      2. выбор методов и инструментов управления выявленным риском;
      3. разработка риск-стратегии с целью снижения вероятности реализации риска и минимизации возможных негативных последствий;
      4. реализация риск-стратегии;
      5. оценка достигнутых результатов и корректировка риск-стратегии.

      Ключевым этапом риск-менеджмента считается этап выбора методов и инструментов управления риском.

      Методы и инструментарий риск-менеджмента

      1

      Пример анализа рисков: диаграмма НАСА, на которой показаны области МКС с высоким риском столкновения с космическим мусором. Прогнозное планирование: определение рисков и поиск возможностей. Методы прогнозирования рисков.

      Теория риск-менеджмента основывается на трёх базовых понятиях: полезности, регрессии и диверсификации. В 1738 году швейцарский математик Даниил Бернулли дополнил теорию вероятностей методом полезности или привлекательности того или иного исхода событий. Идея Бернулли состояла в том, что в процессе принятия решения люди уделяют больше внимания размеру последствий разных исходов, нежели их вероятности. В конце XIX века английский исследователь Ф. Гальтон предложил считать регрессию или возврат к среднему значению универсальной статистической закономерностью. Суть регрессии трактовалась им как возврат явлений к норме с течением времени. Впоследствии было доказано, что правило регрессии действует в самых разнообразных ситуациях, начиная с азартных игр и расчёта вероятности возникновения несчастных случаев, и заканчивая прогнозированием колебаний экономических циклов. В 1952 году аспирант Чикагского университета Гарри Марковицв статье «Диверсификация вложений» («PortfolioSelection») математически обосновал стратегию диверсификации инвестиционного портфеля, в частности, он показал, как путём продуманного распределения вложений минимизировать отклонения доходности от ожидаемого показателя. В 1990 году Г. Марковицу присуждена Нобелевская премия за разработку теории и практики оптимизации портфеля фондовых активов. Согласно альтернативным взглядам на историю возникновения и развития риск-менеджмента, сам термин впервые появился около 50 лет назад для описания эффективности приобретения страхователями страховой защиты. Базовыми методами риск-менеджмента являются отказ от риска, снижение, передача и принятие. Риск-инструментарий значительно шире. Он включает политические, организационные, правовые, экономические, социальные инструменты, причём риск-менеджмент как система допускает возможность одновременного применения нескольких методов и инструментов риск-управления.

      Наиболее часто применяемым инструментом риск-менеджмента является страхование. Страхование предполагает передачу ответственности за возмещение предполагаемого ущерба сторонней организации (страховой компании). Примерами других инструментов могут быть:

      • отказ от чрезмерно рисковой деятельности (метод отказа),
      • профилактика или диверсификация (метод снижения),
      • аутсорсинг затратных рисковых функций (метод передачи),
      • формирование резервов или запасов (метод принятия).

      Наиболее распространённые инструменты и методики (техники) оценки риска (не менеджмента риска!) приводятся в международном стандарте ISO/IEC 31010:2009. В стандарте кратко описывается 31 метод оценки риска: мозговой штурм, анализ «Что если…», FMEA, HAZOP, HACCP, диаграмма «галстук-бабочка», анализ дерева отказов, Байесовы сети, FN-кривые и др Динамические контурные потоки в организации. См. ссылку 3

      Лекция 3. «Управление знаниями»

      Управление знаниями, как новая функция управления. Структура системы знаний. Процесс управления знаниями. Основные компоненты УЗ. Источники знаний в компании. Операционно-тактические и стратегические преимущества от применения УЗ в бизнесе. Методы и проблемы в управлении знаниями. Подготовка и планирование внедрения знаний. Перспективы применения УЗ в бизнесе. Внедрение системы управления знаниями и ее развитие. Общение и обучение. Анализ хода реализации проекта.

      Управление знаниями: принципы, методы, эффективность

      Карл Вииг, известный американский специалист по искусственному интеллекту, своей трилогией положил начало научным публикациям по управлению знаниями [Wiig, 1993; 1994; 1995]. За этим последовали десятки и сотни работ - книг, статей, отчетов, представлявших результаты научных исследований по данной проблеме и многообразные практические рекомендации. Среди наиболее заметных и интересных работ обращают на себя особое внимание исследования, проведенные Л.Прусаком и Т.Давенпортом [Prusak, 1995; Davenport, Prusak, 2000], И.Нонакой и Х.Такеуши [Nonaka, Takeuchi, 1995], Д.Стаплтоном [Stapleton, 2003], Ч.Деспресом и Д.Чавелом [Despres, Chauvel, 2000], У.Буковичем и Р.Уилльямс [Bukowitz, Williams, 1999], Т.Стюартом [Stewart, 1997]. В разных странах созданы и развернули активную деятельность общества, ассоциации, институты по проблемам нематериальных ресурсов и управления знаниями, издаются журналы, проводятся обширные обследования, обобщается уже накапливаемый опыт. Проводятся исследования и в российских научных центрах. С каждым днем появляется все больше информации о разрабатываемых и реализуемых программах формирования и практического использования систем управления знаниями в корпоративном управлении. Имеются основания полагать, что к настоящему времени уже сложились вполне определенные представления об общих и прикладных аспектах проблемы управления знаниями в современных организациях и в ближайшей перспективе.

      Знания как ресурс и объект управления

      Можно говорить о двух наиболее распространенных определениях знаний. Одно из них довольно специфично и практично, другое - общего характера. В первом случае утверждается, что знания представляют собой практическую информацию, которая активно управляет процессами выполнения задач, решения проблем и принятия решений. При этом управлять знаниями - значит систематически, точно и продуманно формировать, обновлять и применять их с целью максимизации эффективности предприятия и прибыли от активов, основанных на знаниях. Наряду с этим можно утверждать, что знания представляют собой любое слово, факт, пример, событие, правило, гипотезу или модель, которые усиливают понимание или исполнение в определенной области деятельности или дисциплины. Применительно к этому управление знаниями означает формализацию и доступ к практическому опыту, знаниям и экспертным данным, которые создают новые возможности, способствующие совершенствованию деятельности, стимулирующие инновации и увеличивающие потребительскую стоимость.

      Знания представляют собой то, что многие организации все в большей степени производят, продают и приобретают. Предприятиям приходится решать такие сложные задачи, которые заставляют их развивать передовые знания и максимально эффективно использовать их. Несмотря на то что точный денежный эквивалент стоимости знаний в организации не может быть рассчитан, существуют некоторые критерии измерения их экономического значения. Разница между рыночной стоимостью компании и стоимостью ее материальных активов является одним из показателей стоимости нематериальных активов, большинство из которых представляют собой одну из форм организационных знаний. Имеются данные о том, что только от 6 до 30% стоимости компании приходится на активы, упоминаемые в традиционных балансовых отчетах; остальное - нематериальные активы. Вследствие этого 50% инвестиций производственных компаний приходится на нематериальные сферы, такие как научные исследования и разработки, обучение, профессиональный опыт и др. [Fuler, 2002]. Управление знаниями имеет две основные задачи. Одна - это эффективность, использование знаний для роста производительности путем увеличения быстродействия или снижения затрат. Другая - инновации, создание новых продуктов и услуг, новых предприятий и новых бизнес-процессов

      1

      Рис. 1. Знание, обучение и базовая компетенция организации.

      "Незримое" достояние - это интеллектуальные активы, способные приносить и приносящие компаниям реальные дивиденды. Речь идет о патентах и авторских правах, знаниях и профессиональных качествах сотрудников, торговых марках, клиентской базе, сети лояльных поставщиков и партнеров, культуре реализации нововведений, корпоративной памяти и базах данных, качестве рабочих процессов и т.п. Важно стремиться к формированию такого подхода к управлению знаниями, который соотносит, уравновешивает и интегрирует организационные, человеческие и технологические компоненты знаний. Взаимосвязь знаний, обучения и ключевой компетенции организации представлена на рис.1, где сделана попытка показать, как на знаниях базируются все хозяйственные и управленческие отношения, выявляются предпочтения хозяйствующих субъектов, происходит обмен и поставляется информация на рынки.

      Существенное расширение доступа к знаниям, ставшее возможным благодаря современным информационным технологиям, меняет саму природу отношений между специалистом и непрофессионалом, между организацией и работником, между источником и получателем благ. Знания исключают статичность и однонаправленность, поскольку создают основу для непрерывного поступательного движения по динамично меняющейся сети с участием как создателей, так и пользователей информации. В свете расширения и использования знаний распространение получает концепция и практика непрерывного образования как комплекс мер дающий возможность человеку учиться на протяжении всей жизни по принципу "ценно любое образование, в любом месте, в любое время и любого содержания". Выдвигается требование по распределению образовательных ресурсов индивида в течение всей его жизни, а не их концентрация в строго определенный период. Это предполагает формирование системы непрерывного образования с учетом самообучения при консультационно-методической поддержке (организация сети открытых университетов, дистанционного обучения и др.).

      Функция управления знаниями

      Для того чтобы постоянно сокращать дефицит знаний, организации должны решать такие важнейшие задачи, как:

      • приобретение знаний - использование уже имеющихся в мире знаний и их приспособление для нужд организации (например, при помощи режима открытой торговли, привлечения иностранных инвестиций и заключения лицензионных соглашений), а также получение новых знаний путем ведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
      • усвоение знаний (например, обеспечение всеобщего начального образования, создание возможностей для обучения на протяжении жизни и развитие системы высшего образования);
      • передача знаний - использование новых информационных и телекоммуникационных технологий, соответствующее нормативно-правовое регулирование и обеспечение доступа к информационным ресурсам.

      В условиях революционных изменений в производственных и информационных технологиях формируется новая функция управления, в задачу которой входит аккумулирование интеллектуального капитала, выявление и распространение имеющейся информации и опыта, создание предпосылок для распространения и передачи знаний. Использование интеллектуального капитала и связанная с этим профессиональная компетенция кадров обеспечивают выживание и экономический успех компаний. Именно знания становятся источником высокой производительности, инноваций и конкурентных преимуществ.

      В конкретном приложении управление знаниями как функция и как вид управленческой деятельности охватывает:

      • практику придания дополнительной ценности имеющейся информации путем выявления, отбора, синтеза, обобщения, хранения и распространения знаний;
      • придание знаниям потребительского характера таким образом, чтобы они представляли собой необходимую и доступную для пользователя информацию;
      • создание интерактивного обучающего окружения, где люди постоянно обмениваются информацией и используют все условия для усвоения новых знаний.

      Функция управления знаниями охватывает использование различных методов в зависимости от особенностей того или иного этапа организации приобретения и освоения новых знаний. В литературе рассматриваются различные подходы к подразделению данного процесса на этапы с разной степенью детализации [Davenport, Prusak, 2000]. В табл. 1 приводится вариант, учитывающий как имеющиеся предложения, так и реальные цели и потребности выявления и использования необходимых знаний.

      Таблица 1. Этапы управления знаниями

      2

      Источник: таблица составлена на основе этапов, приведенных в [Liebowitz, Beckman, 1998]. На этапе "Определить" необходимо установить, какие основные знания имеют решающее значение для успеха и в связи c этим - каков уровень компетенции работников в каждой области знаний. Создаются обучающие программы и системы обеспечения. Переходя к этапу "Собрать", необходимо приобретать существующие знания, опыт, методы и квалификацию, необходимые для создания доменов выбранных базовых знаний. На этапе "Выбрать" рассматривается постоянный поток собранных, упорядоченных знаний и оценивается их полезность. Должна быть определена единая структура как основа организации и классификации знаний, предназначенных для хранения в базе. Этап "Хранить" выделяется для того, чтобы отобранные знания классифицировались и вносились в корпоративную память. Сюда относятся знания о продукции, производственных процессах, клиентах, потребностях рынка, финансовых результатах, приобретенном опыте, стратегических планах и целях и др. Профессиональный интеллект организации должен быть также частью этой памяти.

      В этой связи к профессиональным знаниям следовало бы отнести:

      • познавательные знания ("знаю, что"): мастерское владение базовой дисциплиной, достигаемое профессионалами путем интенсивного обучения и сертифицирования;
      • прикладное мастерство ("знаю, как"): переводит "книжное обучение" в эффективное исполнение. Способность применять правила, относящиеся к определенной дисциплине, для решения сложных реальных проблем. Это наиболее распространенный уровень профессионализма, создающий ценности;
      • системное понимание ("знаю, почему"): глубокое знание всей системы взаимоотношений, причин и следствий, лежащих в основе определенной дисциплины;
      • личная мотивация творчества ("хочу знать, почему") охватывает волю, мотивацию и настроенность на успех.

      Организации, воспитывающие в своих сотрудниках стремление к знанию ("хочу знать, почему"), преуспевают перед лицом быстро текущих изменений и обновляют свои познавательные знания, прикладное мастерство и понимание систем, с тем чтобы конкурировать на рынках продуктов и услуг. Развивая корпоративную память внутри организации, можно облегчить обмен знаниями, так как новшества, реализуемые в одном подразделении организации, становятся доступными другим отделам, если они сохраняются в памяти организации. Такая корпоративная память существует в трех разных формах: в человеческой памяти, на бумаге и в электронном виде. На этапе "Распределить" знания извлекаются из корпоративной памяти и становятся доступными для использования. В пределах же этапа "Применить" находятся и применяются необходимые знания при осуществлении заданий, решении проблем, принятии решений, поиске идей и обучении. Интегрированные системы "обеспечения деятельности" применяются во многих ведущих компаниях для существенного увеличения работоспособности и возможностей работающих со знанием. На этапе "Создать" выявляются новые знания с помощью многих средств, таких как наблюдение за клиентами, обратная связь от потребителя и ее анализ, причинный анализ, эталонное тестирование, лучшие практические примеры, опыт, полученный при модернизации бизнес-процессов и проектов по рационализации технологического процесса, исследования, экспериментирование, креативное мышление, автоматизированное получение знаний и разработка данных. Последний этап - это "Продать". В его рамках на основе интеллектуального капитала создаются новые продукты и услуги, которые могут быть реализованы вне предприятия. Прежде чем этот этап становится возможным, другие этапы должны достичь определенной фазы зрелости. Согласно Бекмэну [Beckman, 1998], ниже следует краткий перечень наиболее существенных свойств, на которые следует ориентироваться при выполнении работ каждого этапа: высокая эффективность, нацеленность на потребителя, усовершенствования и высшее качество, высокая гибкость и адаптация, высокий уровень профессионального опыта и знаний, высокая скорость обучения и инноваций, наличие инновационной системы на основе информационных технологий, самоуправляемость. Осуществляя функцию управления знаниями, важно создавать условия для получения необходимых новых знаний. Среди используемых способов можно указать на три основных [Prusak, Cohen, 1997].

      Покупка знаний.

      В литературе называются следующие методы покупки знаний и опыта: наем на работу новых сотрудников, обладающих знаниями и опытом; образование партнерства с другой организацией; переход какой-либо функции из другой организации для постоянного функционирования в данной структуре.

      Аренда знания.

      Среди способов аренды знаний и мастерства можно назвать такие, как наем на работу консультантов; получение помощи от клиентов, поставщиков, потребителей, со стороны научных учреждений и профессиональных ассоциаций; привлечение других организаций на субконтрактных основах. Знания о потребителях повышают результативность отношений с ними, а знания, полученные совместно с потребителем, открывают дорогу для большего числа нововведений, продуктов и услуг более высокого качества.

      Развитие знаний.

      Можно указать на такие способы развития знаний и мастерства, как: отправка работников на учебу на стороне; разработка и предоставление обучающих программ внутри организации; приглашение инструкторов со стороны для обучения внутри организации; распространение уже имеющихся знаний внутри организации. Функция управления знаниями связана и с процессами кодификации.. Цель кодификации, т. е. приведения знания в документальную или формализованную систему, - сделать так, чтобы локальные знания и зачастую замалчивающиеся знания стали понятными и доступными для широкого распространения. Важно учитывать, что знание - это сложная, гибкая и богатая по содержанию структура. Базы данных предприятия могут содержать структурированную информацию, характеризующую: 1) уникальные знания специалистов - "знания человеческого интеллекта"; 2) уникальную структурированную информацию, полученную с помощью экспертных систем - "знания искусственного интеллекта". Под экспертной системой понимается программа, которая оперирует по заранее известному алгоритму информацией, представляющей знания эксперта в определенной предметной области, выраженная в форме, удобной для использования на компьютере, с целью выработки рекомендаций по решению задач или проблем, поставленных перед пользователем.

      Новые формы организации

      Приобретение знаний, их хранение, распределение и преобразование в форму, удобную для внутрифирменного использования, предполагает формирование и осуществление на практике определенных организационных условий. В практической деятельности это уже нашло выражение в том, что вводятся штатные единицы директора по управлению знаниями, вице-президента по управлению интеллектуальным капиталом, менеджера по интеллектуальным активам, директора по обучению, формируются межфункциональные проектные группы в сфере управления знаниями. Существуют также брокеры знаний (сотрудники, которые могут находиться тут и там, интересоваться тем, что и как происходит). Они переносят идеи и воодушевляют тех, кто не может общаться с другими напрямую. Крупное обследование, проведенное ConferenceBoard и PricewaterHouse-Coopers и охватившее 158 корпораций, позволило определить, что 80% компаний ввели систему "управления знаниями", 25% компаний имеют должность главного менеджера по управлению знаниями, 53% компаний имеют специальный аппарат и структуру, 46% компаний имеют специальный бюджет, 6% применяют общекорпоративные программы, 60% собираются это делать в течение ближайших 5 лет. По данным MetaGroup, более 75% из 2000 крупнейших компаний мира уже применяют методы и технологии управления знаниями. Непосредственный практический интерес представляет характер влияния новой функции на общекорпоративные организационные структуры. В последнее время в мировой практике отмечается распространение новой корпоративной модели, предусматривающей существенное расширение кооперирования среди конкурентов, поставщиков и потребителей. Эта модель меняет традиционные представления о границах фирмы. Профессиональные знания и умение каждого партнера позволяют создавать "лучшую во всем" организацию, в которой любая функция и процесс реализуются на мировом уровне. В результате обеспечивается и более высокая эффективность производства, создается обстановка взаимного доверия и взаимной ответственности. Партнерство здесь менее формально. Информационные сети устанавливают эффективные и быстродействующие связи между компаниями. Это - прямой путь к появлению в будущем структур, образующих так называемые горизонтальные корпорации. Корпоративные системы, где функция управления знаниями объединяет не только сотрудников фирмы, но и партнеров, поставщиков, заказчиков и даже конкурентов, помогают реально налаживать партнерские отношения между компаниями. В перспективе можно предвидеть существенное расширение тенденций и другого рода - разделение крупной организации на малые самоуправляемые структуры. Так, крупный завод подразделяется на малые "целевые фабрики", которые производят небольшие партии разнообразных товаров или комплектующие для более сложной продукции. Точно так же большие организации, где работают служащие, подразделяются на малые офисы, которые предоставляют какие-то определенные услуги. Этот переход от крупномасштабных систем к малым автономным подразделениям минимизирует численность бюрократического аппарата, предполагает тесное взаимодействие между подразделениями и делает изменения более гибкими. Интеграция операций в единое целое осуществляется с помощью информационных систем. Компьютерно-интегрированное производство использует системы мощных персональных компьютеров для информационного обеспечения всех фаз деятельности - от проектных разработок до производства, управления запасами, распределения. В офисах локальные структуры или соединенные между собой коммуникационные системы позволяют людям "работать на расстоянии" при любом их местонахождении. Организация становится совокупностью отдельных гибких производственных систем, взаимодействующих и управляемых с помощью компьютеров.

      Информационно-аналитическая служба является обязательным атрибутом системы анализа и управления предприятием на основе технологий знаний, без которой такое управление не существует. В кадровый состав информационно-аналитического центра входят [Вебер, Данилов, Шифрин, 2003]:

      • предметные аналитики по направлениям, которые по заданию руководителя подготавливают структурированную информацию для поддержки оперативного и стратегического принятия решений в относительно узкой предметной области, например, в сфере управления персоналом предприятия;
      • системный аналитик (могут быть помощники), который по заданию руководителя подготавливает структурированную информацию для поддержки оперативного и стратегического принятия решений, которые требуют системного анализа ситуации во многих сферах деятельности предприятия, например, стратегии перехода на выпуск качественно нового изделия;
      • технические специалисты, которые обеспечивают работоспособность телекоммуникационного и компьютерного оборудования, поддерживают базы данных, информационную безопасность и т. д.

      Каждое подразделение управляется самостоятельной рабочей группой, которой предоставлен почти полный контроль - от проектирования продукции до ее производства, сбыта и оказания сервисных услуг. Компьютеризация обеспечивает необходимую гибкость компании, изготавливающей продукцию по заказу клиента для удовлетворения его индивидуальных требований. Указанные выше изменения открывают для организаций новые возможности географического расширения рынков и увеличения производственных линий. Гибкость и способность адаптироваться к изменениям становятся более важными факторами, чем постоянное стремление добиваться результатов любой ценой. С позиций производства и использования знаний принципиально важно постоянно уделять внимание формированию новаторских коллективов (команд). Цели и ресурсы для команд различаются по организациям. Ни одна модель не является идеальной формой организационной конструкции, и построение большей части организаций со временем может меняться. Усиливает свою популярность матричная организация в случаях, когда необходима координация использования знаний в сложной и нестабильной среде. Можно указать на сетевую организацию, для которой характерно гибкое, иногда временное взаимодействие между производителями, поставщиками и даже потребителями. Это динамичная структура, в которой основные компоненты могут быть смонтированы или размонтированы согласно изменившимся конкурентным условиям. Существует несколько разных терминов для описания возникающей совсем уж новой организационной модели. Некоторые считают ее большой паутиной с главной паутиной в центре, работающей как централизованная организация. Этот центр связан с разными участниками, каждый из которых выполняет специализированную функцию и все взаимосвязаны друг с другом, что очень напоминает паука со своей паутиной. К числу наиболее значимых примеров комбинации многочисленных и разнообразных знаний, достижений в технике и технологиях относится так называемая виртуальная корпорация. Она используется для формирования временной сетевой структуры независимых организаций, связанных информационной технологией и объединяемых в разных сочетаниях для эффективного использования в стремительно меняющихся условиях. Деятельность по применению уже накопленных знаний и поступлению новой информации создает предпосылки формирования обучающейся организации. В условиях все возрастающей международной конкуренции, увеличения затрат на научные исследования, необходимости поддерживать научные и технические кадры и желания разделить риск, связанный с созданием и коммерциализацией технологии, компании объединяются в консорциумы, инновационные стратегические альянсы. Управление знаниями создает условия, при которых образование превращается в разновидность инвестиций, профессиональный опыт становится своего рода активами, а лояльность фирме - тем, чего должна добиться организация в отношениях с работником.

      Мировой рынок информационных услуг.
      верх

      Лекция 1. «Интернет как новая среда делового и познавательного общения»

      История создания компьютерной коммуникационной сети. ARPANET. Рождение Интернет. BITNET.Релком. Обзор эксплуатируемых телекоммуникационных систем. Потребители информации и поставщики. Проблемы общения.Средства массовой информации. Сайты. Правовые основы информационной работы. Этапы развития. Профессиональные базы данных. Информационные ресурсы сети Интернет. Виды информации, хранимой в Интернете и профессиональных базах. Поиск информации в Интернете и оценка эффективности. Технология поиска информации в профессиональных базах.

      Интерне́т (англ. Internet, ) — всемирная система объединённых компьютерных сетей для хранения и передачи информации. Часто упоминается как Всемирная сеть и Глобальная сеть, а также просто Сеть. Построена на базе стека протоколов TCP/IP. На основе интернета работает Всемирная паутина (WorldWideWeb, WWW) и множество других систем передачи данных. К 30 июня 2012 года число пользователей, регулярно использующих интернет, составило более чем 2,5 млрд человек, более трети населения Земли пользовалось услугами интернета.

      • Информация и бизнес
      • Рынки информационных ресурсов
      • МИР: определение, классификация и характеристика основных структур по различным признакам

      Лекция 2. «Мировой рынок информационных услуг»

      Мировой рынок информационных услуг. Информация и бизнес. Рынки информационных ресурсов: особенности спроса, предложения, рыночного равновесия. Источники и средства поиска информации в Интернете. Информационные задачи: ключевые этапы решения в on-line режиме. Особенности формулировки задачи. Выбор информационной системы. Поисковые машины – сервера. Yahoo, List.ru, Яндекс и др. глобальные поисковые системы. Разработка стратегии поиска.

      • Мировые информационные сети. Структура представления информации в мировых информационных сетях
      • Характеристика Интернета
      • Принципы работы поисковых систем
      • Правила поиска информационных ресурсов в мировых информационных сетях
      • Технология и практика взаимодействия пользователей с мировыми ресурсами через сетевые структуры
      • Компьютерная информационная гиперсреда
      • Связь между абонентами
      • Сайты. Создание Web-страниц
      • Познавательные и развлекательные технологии Internet
      • Оценка эффективности использования мировых ресурсов

      Информационное обеспечение предпринимательской деятельности. Мировые информационные сети.
      верх

      Лекция 1. «Технология и практика взаимодействия индивидуального и коллективного пользователя с мировыми ресурсами через специализированные сетевые структуры»

      Технология и практика взаимодействия индивидуального и коллективного пользователя с мировыми ресурсами через специализированные сетевые структуры; Технология взаимодействия со специализированными сетевыми структурами, агрегирующими информационные ресурсы. EBSCOhost оперативная интерактивная справочно-библиографическая система, доступная через Интернет или при прямом подключении. Она предоставляет большое разнообразие лицензированных полнотекстовых общедоступных баз данных от ведущих информационных поставщиков. Широкий спектр информационных ресурсов варьируется от общих библиографических собраний до специально разработанных, предметно-специализированных БД для публичных, академических, медицинских, и учебных библиотек.

      Характеристика ресурса EBSCO Publishing .

      Ebsco publishing co.: http://search.epnet.com представлены журналы издательств: blackwell publishers, springer, elsevier, harvard business school, taylor and francis, the mit press, lawrenceerlbaum associates, carfax publishing, academy of management, transaction publishers, american institute of physics, university of california press и многие другие.

      Тематика базы (баз) данных, источников.

      Компания EBSCO PublishingCo имеет более 100 баз данных. В рамках проекта EIFL Direct российские пользователи имеют доступ к 11 базам данных. AcademicSearchPremier, содержащая научные журналы по разнообразным естественным, обществоведческим и гуманитарным дисциплинам. BusinessSourcePremier содержит источники по экономике, финансам, управлению, маркетингу, бух. учету. MasterfilePremier: база данных универсального содержания, обеспечивающая доступ к библиографическим ссылкам, рефератам и полным текстам на публикации из научных и научно-популярных журналов. NewspaperSource: база данных обеспечивает доступ к полным текстам избранных статей американских региональных и международных газет, обзорам информационных агентств. RegionalBusiness News: полнотекстовая база данных региональных новостей в области бизнеса, обеспечивает доступ к публикациям из журналов по бизнесу, газетам, телеграфным сообщениям из всех регионов США. ERIC: предоставляет доступ к полным текстам сборников статей по проблемам образования, а также содержит рефераты и описания статей из научных журналов по образовательной тематике. RussiaOnline: предоставляет доступ к русскоязычным ресурсам компании Интегрум Техно (центральные и региональные периодические издания, сводки новостей).

      Глубина архива

      С 1990 года. Глубокий архив на 360 наиболее престижных журналов. BusinessSourcePremier: архив с 1965 года или с первого года издания (самый старый относится к 1922 году) более чем н 300 журналов по экономике. AcademicSearchPremier: архив с 1965 года и ранее на 113 научных журналов. MasterfilePremier: архив с 1975 года. База быстро расширяется за счет включения новых изданий, которые оказываются доступны со времени включения их в базу.

      Уровень свободного доступа

      У перечисленных баз данных компании ebscopublishing свободный доступ отсутствует. В гостевом режиме открыты только списки журналов в pdf, html, excel- форматах (имеется информация о хронологии, сроке эмбарго, наличие полного текста, а также информация о том является ли журнал рецензируемым). Наличие и глубина эмбарго По отношению к некоторым журналам присутствует период эмбарго (от 0,5 месяца до 2 лет). Наличие срока эмбарго и его продолжительность указана рядом с названием каждого журнала.

      Полнота представления источников

      Полные тексты, представленные в формате pdf, полностью соответствуют печатной версии издания, сохранены все формулы, графики и изображения (самый большой архив цветных pdf изображений). Полные тексты в формате html сохраняют только текст первоисточника. Возможность выбора форматов pdf и html другие форматы для полных текстов. Полные тексты обычно представлены в формате pdf или html. Некоторые статьи представлены в двух форматах одновременно.

      Оценка интерфейса

      Удобный пользовательский интерфейс. Существует возможность выбора языка интерфейса (английский, немецкий, французский, испанский). Для российских пользователей создано специальное руководство пользователя EBSCO hostWeb 6.0 на русском языке (выставлено на сайте НЭЙКОН).

      Возможность просмотра содержания (оглавлений) журналов Имеется.

      Оценка поисковых средств (ключевое слово / автор / год / тезаурус)

      Поля поиска: полный текст, автор, заглавие, предмет, реферат, географический термин, ISSN, ключевое слово, название журнала, инвентарный номер. Существует возможность комбинации поисковых полей. В базах данных AcademicSearchPremier, BusinessSourcePremier и masterfilePremier возможен поиск: по коллекции изображений, спискам литературы и цитируемости статей. Дополнительно в базе данных BusinessSourcePremier возможен поиск по базе данных компаний и корпораций, а в базе данных masterfilePremier – с использованием словаря сокращений (TheAmericanHeritageDictionaryoftheEnglishLanguage, FourthEdition).

      Поиск по предметным рубрикам

      В базах данных academicsearchpremier и masterfilepremier возможен поиск по предметным рубрикам, в базе данных businesssourcepremier поиск осуществляется по тезаурусу экономических терминов. Ногочисленные предметные рубрики ведут к спискам публикаций. Рубрики не представлены в виде иерархического меню, по которому можно было бы путешествовать.удобно, однако, что каждая статья снабжена набором гиперссылок на эти самые предметные рубрики (т.е., на соответствующие списки публикаций).

      Поиск по названию журнала Возможен.

      Возможность сохранения на диске результатов поиска

      Первоначально результаты поиска необходимо сохранить в личной папке пользователя, а далее из папки есть возможность сохранить данные на жесткий диск (в формате html, txt, pdf или linkedfulltext).

      Возможность отправки документов по электронной почте

      Существует возможность отправки полных текстов по электронной почте. В случае если документ представлен в формате HTML, полный текст будет находиться в теле электронного письма. В случае если документ представлен в формате PDF он будет послан пользователю в виде приложенного файла.

      Наличие адресов сайтов издательств (для агрегаторов) Есть адреса сайтов издающих организаций.

      Наличие раздела статистики для пользователей

      Раздел статистики представлен на специальном сайте, разработанном для администраторов организаций: http://eadmin.epnet.com/ вход на страницу возможен только после ввода имени и пароля. Статистические отчеты включают в себя данные о количестве: активных поисков, просмотренных статей, документов, посланных по электронной почте и т.д. Есть возможность получения данных об активности поисков в определенный период времени, по всем базам данных и в отдельной базе, а также в конкретных сетках ip адресов.

      Оценка раздела help

      Подробный раздел help для каждой базы данных. Возможность выхода на страницу help непосредственно во время работы в базе данных. По отдельным help не очень наглядный. Есть система подсказок tips.

      Комментарии экспертов

      В сфере гуманитарных и общественных наук в состав базы входят группы журналов, отражающих новые научные парадигмы и, в целом, малоизвестные в России (сюда относятся, в частности, социологические журналы издательства Sage); одновременно значительные научные направления оказываются не представлены вовсе (что определяется тематической ориентацией издательств-поставщиков), что тоже необходимо учитывать. Возможность получения автоматических уведомлений ("JournalAlerts", "SearchAlerts") об обновлении журналов и появлении новых статей по вашему запросу. EBSCO linksource предоставляет пользователям прямые ссылки на полные тексты статей из более 12 тыс. Журналов, ссылки на библиотечные и онлайновые каталоги книг и периодики и другие информационные источники; ссылки на каталоги служб электронной доставки документов и межбиблиотечного обмена (GALE, OVID, JSTOR, SWETS NetNavigator, ISI WebofKnowledge, Ingenta, HW Wilson, pubmed, AmericanMathematicalSociety, OCLC, InstituteofPhysics, ABC-CLIO, BritishLibrary, ChemicalAbstractService, Dialog, Amazon.com, Google, Yahoo и др.). Сервис EBSCO smartlinks автоматически выдает ссылки на полнотекстовые статьи из внешних источников (другие базы данных EBSCO; электронные журналы EBSCO ElectronicJournalsService; статьи с коммерческих сайтов издателей (через Crossref: www.crossref.org); другие источники (JSTOR, DocumentDelivery, МБО и т.д.).

      Технология взаимодействия со специализированными сетевыми структурами, производящими информационные ресурсы. Издательство Elsevier выпускает более чем 1800 научных журналов, содержащих около 250 000 статей, и является самым престижным в мире ресурсом научной информации в области фундаментальной науки, техники и медицины. Ядро коллекции составляют журналы с высшим индексом цитируемости, которые по праву возглавляют все международные рейтинги научной периодики. По популярности среди читателей журналы издательства Elsevier превосходят все известные мировые научные ресурсы. Эльзевир использует новейшие технологии для того, чтобы предоставить доступ к своей научной информации исследователям по всему миру. Вот некоторые из электронных продуктов и услуг.

      ScienceDirect

      Главный источник научной электронной информации, предлагает доступ к полным текстам 1800 журналов Эльзевир, а также журналов других издательств (всего – более 7 млн.статей). Примечательно, что все статьи доступны в электронном виде с первого номера (старейший датирован 1823 годом). Кроме этого, ScienceDirect дает ссылки на более чем 6000 названий других издателей НТМ информации. В месяц ScienceDirect посещает примерно 2 млн.человек., доступ к системе имеет почти 10 млн. исследователей во всем мире.

      MDConsult

      Объединяет в себе онлайновые услуги по медицинской информации для практикующих врачей, специалистов по здравоохранению и студентов-медиков. На эту базу данных имеют лицензию почти 1700 здравоохранительных организаций, включая 95% медицинских учебных заведений в США.

      Scirus

      Бесплатная сетевая поисковая система, разработанная специально для ученых. Позволяет быстро и легко находить нужные для исследования сведения, включая экспертную оценку статей, патентную информацию, домашние страницы авторов и веб-сайты университетов, избегая «информационного шума», неизбежного при использовании обычных поисковых систем.

      Портал ScienceDirect издательства Elsevier: http://www.sciencedirect.com является одним из крупнейших в мире электронных ресурсов информации, предлагающий доступ к полнотекстовым научным журналам, библиографическим базам данных и справочно-библиографическим изданиям. Благодаря уникальным функциональным возможностям (особенно поиска и ссылок), а также удобной навигации, 7 миллионов ученых и специалистов в мире выбрали ScienceDirect в качестве основного информационного ресурса. Эльзевир — электронная библиотека научной информации будущего. На долю Эльзевир приходится 24,6% всех опубликованных научных статей в мире на английском языке. Полные списки предметных коллекций с указанием названий всех журналов представлены на портале ScienceDirect издательства Elsevier: http://www.info.sciencedirect.com/licensing_options/subject_collections/index.shtml

      Роль планирования и оперативного управления в деятельности предприятия. Внешнеэкономическая деятельность и необходимое информационное обеспечение. Глобальные внутрикорпоративные коммуникации. Внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) — совокупность организационно-экономических, производственно-хозяйственных и оперативно-коммерческих функций предприятий, ориентированных на мировой рынок, с учётом избранной внешнеэкономической стратегии, форм и методов работы на зарубежных рынках. В соответствии с законодательством РФ под определением внешнеэкономическая деятельность понимается внешнеторговая, инвестиционная и иная деятельность, включая производственную кооперацию, в области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них). ВЭД осуществляется на уровне производственных структур (фирм, организаций, предприятий, объединений и т. д.) с полной самостоятельностью в выборе внешнего рынка и иностранного партнёра, номенклатуры и ассортиментных позиций товара для экспортно-импортной сделки, в определении цены и стоимости договора, объёма и сроков поставки и является частью их производственно-коммерческой деятельности как с внутренними, так и с зарубежными партнёрами. ВЭД относится к рыночной сфере, базируется на критериях предпринимательской деятельности, структурной связи с производством и отличается правовой автономностью и экономической, а также юридической независимостью от отраслевой ведомственной опеки. Исходным принципом ВЭД предприятий служит коммерческий расчёт на основе хозяйственной и финансовой самостоятельности и самоокупаемости с учётом собственных валютно-финансовых и материально-технических возможностей.

      Лекция 2. «Технология и практика взаимодействия индивидуального и коллективного пользователя с мировыми ресурсами через специализированные сетевые структуры»

      Проблема электронной подписи.

      Электро́ннаяпо́дпись (ЭП), Электро́нная цифровая по́дпись (ЭЦП) — реквизит электронного документа, полученный в результате криптографического преобразования информации с использованием закрытого ключа подписи и позволяющий проверить отсутствие искажения информации в электронном документе с момента формирования подписи (целостность), принадлежность подписи владельцу сертификата ключа подписи (авторство), а в случае успешной проверки подтвердить факт подписания электронного документа (неотказуемость). Электронная подпись предназначена для определения лица, подписавшего электронный документ, и является аналогом собственноручной подписи в случаях, предусмотренных законом. Электронная подпись применяется при совершении гражданско-правовых сделок, оказании государственных и муниципальных услуг, исполнении государственных и муниципальных функций, при совершении иных юридически значимых действий. Системы кодирования информации и защиты от несанкционированного доступа. В 1976 году УитфилдомДиффи и Мартином Хеллманом было впервые предложено понятие «электронная цифровая подпись», хотя они всего лишь предполагали, что схемы ЭЦП могут существовать.

      В 1977 году Рональд Ривест, Ади Шамир и Леонард Адлеман разработали криптографический алгоритм RSA, который без дополнительных модификаций можно использовать для создания примитивных цифровых подписей. Вскоре после RSA были разработаны другие ЭЦП, такие, как алгоритмы цифровой подписи Рабина, Меркле. В 1984 году ШафиГольдвассер, Сильвио Микали и Рональд Ривест первыми строго определили требования безопасности к алгоритмам цифровой подписи. Ими были описаны модели атак на алгоритмы ЭЦП, а также предложена схема GMR, отвечающая описанным требованиям (Криптосистема Гольдвассер — Микали). В 1994 году Главным управлением безопасности связи ФАПСИ был разработан первый российский стандарт ЭЦП — ГОСТ Р 34.10-94 «Информационная технология. Криптографическая защита информации. Процедуры выработки и проверки электронной цифровой подписи на базе асимметричного криптографического алгоритма»[6]. В 2002 году для обеспечения большей криптостойкости алгоритма взамен ГОСТ Р 34.10-94 был введён одноимённый стандарт ГОСТ Р 34.10-2001, основанный на вычислениях в группе точек эллиптической кривой. В соответствии с этим стандартом, термины «электронная цифровая подпись» и «цифровая подпись» являются синонимами. 1 января 2013 года ГОСТ Р 34.10-2001 заменён на ГОСТ Р 34.10-2012 «Информационная технология. Криптографическая защита информации. Процессы формирования и проверки электронной цифровой подписи.»

      Существует несколько схем построения цифровой подписи:

      • На основе алгоритмов симметричного шифрования. Данная схема предусматривает наличие в системе третьего лица — арбитра, пользующегося доверием обеих сторон. Авторизацией документа является сам факт зашифрования его секретным ключом и передача его арбитру.
      • На основе алгоритмов асимметричного шифрования. На данный момент такие схемы ЭП наиболее распространены и находят широкое применение.
      • Кроме этого, существуют другие разновидности цифровых подписей (групповая подпись, неоспоримая подпись, доверенная подпись), которые являются модификациями описанных выше схем. Их появление обусловлено разнообразием задач, решаемых с помощью ЭП.

      Использование WWW-серверов.

      Веб-сервер — сервер, принимающий HTTP-запросы от клиентов, обычно веб-браузеров, и выдающий им HTTP-ответы, как правило, вместе с HTML-страницей, изображением, файлом, медиа-потоком или другими данными. Веб-сервером называют как программное обеспечение, выполняющее функции веб-сервера, так и непосредственно компьютер (см.: Сервер (аппаратное обеспечение)), на котором это программное обеспечение работает. Клиент, которым обычно является веб-браузер, передаёт веб-серверу запросы на получение ресурсов, обозначенных URL-адресами. Ресурсы — это HTML-страницы, изображения, файлы, медиа-потоки или другие данные, которые необходимы клиенту. В ответ веб-сервер передаёт клиенту запрошенные данные. Этот обмен происходит по протоколу HTTP.

      Веб-серверы могут иметь различные дополнительные функции, например:

      • автоматизация работы веб-страниц;
      • ведение журнала обращений пользователей к ресурсам;
      • аутентификация и авторизация пользователей;
      • поддержка динамически генерируемых страниц;
      • поддержка HTTPS для защищённых соединений с клиентами.

      Часто на компьютере вместе с веб-сервером устанавливается также и почтовый сервер. На август 2011 года наиболее распространённым веб-сервером, занимающим более 65 % рынка, является Apache — свободный веб-сервер, наиболее часто используемый в UNIX-подобных операционных системах.

      Некоторые другие известные веб-серверы:

      • IIS от компании Microsoft, распространяемый с ОС семейства Windows
      • nginx — свободный веб-сервер, разрабатываемый Игорем Сысоевым с 2002 года и пользующийся большой популярностью на крупных сайтах
      • lighttpd — свободный веб-сервер.
      • GoogleWebServer — веб-сервер, основанный на Apache и доработанный компанией Google.
      • Resin — свободный веб-сервер приложений.
      • Cherokee — свободный веб-сервер, управляемый только через web-интерфейс.
      • Rootage — веб-сервер, написанный на java.
      • THTTPD — простой, маленький, быстрый и безопасный веб-сервер.
      • В качестве клиентов для обращения к веб-серверам могут использоваться различные программы и устройства:
      • веб-браузер, работающий на настольном компьютере или переносном устройстве (например, карманном ПК);
      • разнообразные программы, самостоятельно обращающиеся к веб-серверам для получения обновлений или другой информации (например, антивирус может периодически запрашивать у определённого веб-сервера обновления своих баз данных);
      • мобильный телефон, получающий доступ к ресурсам веб-сервера при помощи протокола WAP;
      • другие цифровые устройства или бытовая техника.

      Государственные информационные ресурсы. Информационные ресурсы, распространяемые на коммерческой основе. Основы электронной коммерции.
      верх

      Лекция 1. «Государственные информационные ресурсы»

      Библиотечная сеть России. Информационные ресурсы архивного фонда. Статистическая и научно-техническая информация. Государственные системы правовой информации. Системы классификации дополнений адресов. Адреса правительственных, научных и коммерческих серверов.

      Информационный рынок РФ

      • Государственные информационные ресурсы
      • Библиотечная сеть РФ
      • Информационные ресурсы архивного фонда
      • Статистическая информация
      • Научно-техническая информация

      Лекция 2. «Информационные ресурсы, распространяемые на коммерческой основе»

      Технологии Интернет в бизнесе. Основные участники информационного обмена в бизнесе. Работа с поставщиками товаров и услуг. Организация закупок. Справочные правовые системы, распространяемые государственными структурами. Биржевая и финансовая информация. Основные производители информационных продуктов и услуг в сфере биржевой и финансовой информации в России и за рубежом. Коммерческая информация. Общение с клиентами. Маркетинговые исследования в Интернете. Создание информационных служб маркетинга товаров и услуг. Исследование рынка. Защита информации как объективная закономерность эволюции постиндустриального общества. Информационная безопасность личности, общества и государства: социально-правовые аспекты. Общая характеристика средств и методов защиты информации.Электронные журналы. Электронные библиотеки. Индустрия развлечения в Интернете. Реклама в Интернете. Электронная торговля в Интернет: создание виртуальных магазинов. Факторы, влияющие на эффективность бизнеса в Интернет.

      • Информационные ресурсы, распространяемые на коммерческой основе
      • Справочные правовые системы, распространяемые негосударственными структурами
      • Биржевая и финансовая информация
      • Коммерческая информация
      • Презентации

      Электронная коммерция (от англ. e-commerce) —сфера экономики, включающая все финансовые и торговые транзакции, осуществляемые при помощи компьютерных сетей, и бизнес-процессы, связанные с проведением таких транзакций.

      К электронной коммерции относят:

      • электронный обмен информацией (ElectroniсDataInterchange, EDI),
      • электронное движение капитала (ElectronicFundsTransfer, EFT),
      • электронную торговлю (англ. e-trade),
      • электронные деньги (e-cash),
      • электронный маркетинг (e-marketing),
      • электронный банкинг (e-banking),
      • электронные страховые услуги (e-insurance).

      Виды электронной коммерции

      Существует несколько общепризнанных категорий, на которые подразделяется электронная коммерция. Как правило, такое размежевание проводится по целевой группе потребителей.

      Схема B2B или бизнес-бизнес

      Принцип осуществления подобного взаимодействия очень прост: предприятие торгует с другим предприятием. Интернет-платформы дают возможность значительно упростить проведение операций на всех этапах, сделать торговлю более оперативной и прозрачной. Часто в таких случаях представитель стороны заказчика имеет возможность интерактивного контроля процесса выполнения заказа путем работы с базами данных продавца. Пример сделки B2B — продажа шаблонов для сайта компаниям для последующего использования в качестве основы дизайна собственного веб-ресурса компании. Безусловно, сюда относятся любые взаимодействия, включающие в себя оптовые поставки товара или аналогичное выполнение заказов.

      Схема B2C или бизнес-потребитель

      В этом случае предприятие торгует уже напрямую с клиентом (не юридическим, а физическим лицом). Как правило, здесь речь идет о розничной реализации товаров. Клиенту такой способ совершения коммерческой операции дает возможность упростить и ускорить процедуру покупки. Ему не приходится идти в магазин, чтобы выбрать нужный товар: достаточно просмотреть характеристики на сайте поставщика, выбрать нужную конфигурацию и заказать продукт с доставкой. Коммерсанту же возможности Интернета позволяют оперативнее отслеживать спрос (помимо экономии на помещении и кадрах). Примеры этого вида торговли — традиционные интернет-магазины, направленные на целевую группу непосредственных потребителей товаров. C 2010 года начала развитие так называемая социальная коммерция, или сфера продаж товаров и услуг в социальных сетях.

      Схема С2С или потребитель-потребитель

      Такой способ осуществления электронной коммерции предполагает совершение сделок между двумя потребителями, ни один из которых не является предпринимателем в юридическом смысле слова. Интернет-площадки для подобной торговли являются чем-то средним между рынком-толкучкой и колонкой объявлений в газете. Как правило, коммерция по схеме С2С осуществляется на сайтах Интернет-аукционов, приобретающих все большую популярность в наше время. Для клиентов таких систем основное удобство заключается в более низкой цене товара, по сравнению с его стоимостью в магазинах.

      Помимо описанных выше наиболее распространенных схем электронной коммерции, существует и несколько других. Они не столь популярны, но, все же, применяются в некоторых специфических случаях. Речь идет о взаимодействии как предпринимателей, так и потребителей с государственными структурами. В последнее время многие операции по взиманию налогов, заполнению анкет, форм для заказа поставок, работа с таможней стали проводиться при помощи Интернет-технологий. Это позволяет значительно облегчить работу государственных служащих с одной стороны и дать возможность плательщикам избавиться от некоторой доли бумажной волокиты — с другой.

      Преимущества электронной коммерции

      Для организаций

      • Глобальный масштаб
      • Cокращение издержек
      • Улучшение цепочек поставок
      • Бизнес всегда открыт (24/7/365)
      • Персонализация
      • Быстрый вывод товара на рынок
      • Низкая стоимость распространения цифровых продуктов

      Для потребителей

      • Повсеместность
      • Анонимность
      • Большой выбор товаров и услуг
      • Персонализация
      • Более дешевые продукты и услуги
      • Оперативная доставка
      • Электронная социализация

      Для общества

      • Широкий перечень предоставляемых услуг (например, образование, здравоохранение, коммунальное обслуживание)
      • Повышение уровня жизни
      • Повышение национальной безопасности
      • Уменьшение «цифрового» разрыва
      • Онлайн-продажа/заказ товаров/услуг уменьшает автомобильный трафик и снижает загрязнение окружающей среды

      Недостатки электронной коммерции

      Для организаций

      • Возможные сомнения сторон по поводу принадлежности того или иного проекта к компании (негативная анонимность)
      • Некоторая сложность в ведении и узаконивании деятельности предприятия в интернете

      Для потребителей

      • Недоверие потребителя к услугам, продаваемым посредством интернета[7]
      • Невозможность «потрогать» товар руками
      • Ожидание доставки приобретенной продукции
      • Возможные трудности и расходы при возврате товара

      Для общества

      • Привлекательная платформа для мошенничества (снижение уровня сетевой безопасности)
      • Вытеснение с рынка коммерческихоффлайн-предприятий

      Для государства

      • Недополучение в бюджет государства налоговых выплат при ведении «серых» схем учета

      Комплексная оценка эффективности использования МИР

      Мировые ресурсы представляют собой масштабную систему, развитие которой может протекать в различных направлениях. Поэтому оценка эффективности использования мировых ресурсов производится по тем же правилам, что и оценка других систем.

      Эффективность системы - в общем случае совокупность свойств, характеризующих качество функционирования системы, оцениваемое как соответствие требуемого и достигаемого результата.

      Требуемый и реально достигаемый системой результаты могут различаться. Это за-висит от условий функционирования системы и способов достижения требуемых результатов. Поэтому при оценке принято различать качество систем и эффективность реализуемых системами процессов. При этом эффективность относят не к самой системе, а к выполняемым ею функциям. Для оценки эффективности системы разрабатывают совокупности критериев оценки. В зависимости от типа системы и внешних воздействий предлагают детерминированные, вероятностные, качественные критерии; вводят понятия технической (с точки зрения технических характеристик), экономической, социально-экономической эффективности. В общем случае оценка сложных систем может проводиться для разных целей. Во-первых, для оптимизации - выбора наилучшего алгоритма из нескольких, реализующих один закон функционирования системы. Во-вторых, для идентификации - определения системы, качество которой наиболее соответствует реальному объекту в заданных условиях. В третьих, для принятия решений по управлению системой.

      Основные этапы оценивания эффективности можно выделить следующим образом:

      Этап 1. Определение цели оценивания.

      Можно выделить два типа целей: качественная - цель, достижение которой выража-ется в номинальной шкале или в шкале порядка; количественная - цель, достижение которой выражается в количественных шкалах. Определение цели должно осуществляться с позиции, в которой рассматриваемая система является элементом (подсистемой), т.е. с позиций надсистемы.

      Этап 2. Измерение свойств систем, признанных существенными для целей оценивания.

      Для этого выбираются соответствующие шкалы измерений свойств и всем исследуемым свойствам систем присваивается определенное значение на этих шкалах.

      Этап 3. Обоснование предпочтений — критериев качества и критериев эффективности функционирования систем на основе измеренных на выбранных шкалах свойств.

      Этап 4. Собственно оценивание.

      Все исследуемые системы, рассматриваемые как альтернативы, сравниваются по сформулированным критериям и, в зависимости от целей оценивания, ранжируются, выбираются, оптимизируются и т. д. Существенные свойства в соответствии с представлением системы как семантической модели можно условно классифицировать не только по уровню сложности, но и по принадлежности к системообразующим (общесистемным), структурным или функциональным группам. Наиболее типичные показатели существенных свойств систем приведены в таблице 1.

      Таблица 1. Типичные показатели существенных свойств систем

      1

      В общем случае оценка функциональных свойств системы проводится как оценка двух аспектов:

      а) исхода (результатов) функционирования; б) «алгоритма», обеспечивающего получение результатов.

      Качество исхода и «алгоритм», обеспечивающий получение результатов, оцениваются по показателям качества. Показатели качества вводятся с учетом конкретных особенностей системы и условий ее функционирования. К основным укрупненным показателям качества операции относят результативность, ресурсоемкость, оперативность. Результативность Э характеризуется получаемым в результате целевым эффектом - результатом, ради которого функционирует система. Ресурсоемкость R характеризуется ресурсами всех видов (людскими, материально-техническими, энергетическими, информационными, финансовыми и т.п.), используемыми для получения целевого эффекта. Оперативность О характеризуется расходом времени, потребного для достижения цели.

      Первый аспект - оценка исхода операции учитывает, что операция проводится для достижения определенной цели - исхода операции. Под исходом операции понимается ситуация (состояние системы и внешней среды), возникающая на момент ее завершения. Для количественной оценки исхода операции вводится понятие показателя исхода операции (ПИО), вектора Yисх= э, YR, Yo> компоненты которого суть показатели его отдельных свойств, отражающие результативность, ресурсоемкость и оперативность операции.

      Второй аспект - оценка «алгоритма» функционирования - является ведущим при оценке эффективности. Такое утверждение основывается на теоретическом постулате, подтвержденном практикой: наличие хорошего «алгоритма» функционирования системы повышает уверенность в получении требуемых результатов. В принципе, требуемые результаты могут быть получены и без хорошего «алгоритма», но вероятность этого невелика. Это положение особенно важно для организационно-технических систем и систем, в которых результаты операции используются в режиме реального времени. В совокупности результативность, ресурсоемкость и оперативность порождают комплексное свойство - эффективность процесса Yэф - степень его приспособленности к достижению цели. Это свойство, присущее только операциям, проявляется при функционировании системы и зависит как от свойств самой системы, так и от внешней среды.

      Выбор критерия эффективности - центральный, самый ответственный момент исследования системы. Процесс выбора критерия эффективности, как и процесс определения цели, является в значительной мере субъективным, творческим, требующим в каждом отдельном случае индивидуального подхода. Наибольшей сложностью отличается выбор критерия эффективности решений в операциях, реализуемых иерархическими системами. Конкретный физический смысл показателей определяется характером и целями операции, а также качеством реализующей ее системы и внешними воздействиями. В отдельных системах в качестве показателей результативности могут рассматриваться показатели ресурсоемкости или оперативности, однако качество системы в целом определяется, подобно ПИО, их совокупностью В зависимости от типа систем и внешних воздействий операции могут быть детерминированными, вероятностными или неопределенными. В соответствии с этим выделяют три группы показателей и критериев эффективности:

      • показатели и критерии эффективности функционирования систем в условиях определенности, если ПИО отражают один строго определенный исход детерминированной операции;
      • показатели и критерии эффективности функционирования систем в условиях риска, если ПИО являются дискретными или непрерывными случайными величинами с известными законами распределения в вероятностной операции;
      • показатели и критерии эффективности функционирования систем в условиях неопределенности, если ПИО являются случайными величинами, законы распределения которых неизвестны.


      Заметили опечатку?

      Выделите текст и нажмите CTRL+ENTER.

      Поступить в МИЛ

        • captcha

        Поступить в МФЭИ

          • captcha

          Demo Demo