Международный менеджмент 4.1ММ - Межвузовский информационно-образовательный портал

Межвузовский Информационно-Образовательный Портал

Demo
Demo

Международный менеджмент
Назад на образовательную программу


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ - МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

Разделы

Список Литературы

Х

Ваш библиотекарь

Анатолий Вассерман

Внимание!

Для входа в Электронную Библиотеку Вам нужно получить Логин и Пароль.
Для получения Логина и Пароля ВАМ нужно обратиться в деканат Вашего института
или заполнить форму для получения:

Форма заявки






Форма контроля

  • ЭССЕ

    Темы для ЭССЕ
    "Международный менеджмент"
    - в данной дисциплине ЭССЕ сдавать не нужно!
  • ТЕСТ

    Бланки тестов
  • РЕФЕРАТ

    Темы для рефератов
    "Международный менеджмент"
    - в данной дисциплине РЕФЕРАТ писать не нужно!

Форма отправки результатов (ТЕСТ, РЕФЕРАТ)




  • captcha



ВАШ Куратор

priemzao@inyaz-mil.ru

(495) 632-00-78




Содержание разделов печать раздела -    

Введение в курс международный менеджмент
верх

Вопрос 1 Специфика международного менеджмента как области научного знания.

Международный менеджмент как самостоятельное направление научного знания выделилось сравнительно недавно. Объективной предпосылкой для появления этой науки стало ускорение, в последние десятилетия, темпов международной интеграции и глобализации торгового – экономических связей. Расширение экономических связей между странами, усиление роли крупных транснациональных корпораций в мировой экономике, создание международных экономических и финансовых институтов - эти и другие факторы, способствовали необходимости вычленения международного менеджмента в самостоятельную предметную область исследования.

Вопрос 2 Зарождение теории международного менеджмента.

Основы теории международного менеджмента были заложены в 80-90-х годах прошлого столетия. Среди зарубежных специалистов весомый вклад в становление этой науки внесли Р. Гриффин, М.Пастей, Дж. Дэниэлс, Л.Х.Радеба, П.Р. Кругман, М. Обстфельд, У.Доз, С.Хилл и др. В отечественной научной литературе международный менеджмент рассматривался фрагментарно. Как самостоятельное научное направление международный менеджмент имеет собственный предмет и объект исследования. Предметом изучения в международном менеджменте является международный бизнес, а объектом исследования выступает деятельность международных фирм. При этом международный менеджмент тесно связан с другими областями научного знания. Международный менеджмент является особым видом менеджмента, главными целями которого выступают формирование, развитие и использование конкурентных преимуществ фирмы за счет возможностей ведения бизнеса в различных странах и соответствующего использования экономических, социальных, демографических, культурных и иных особенностей этих стран и межстранового взаимодействия. В общем смысле можно заключить, что международный менеджмент – это управление различными аспектами международной деятельности многонациональных компаний.

Вопрос 3 Цель и задачи учебной дисциплины международный менеджмент.

Перед международным менеджментом, как учебной дисциплиной стоят следующие задачи:

  • дать представление об основных этапах эволюции теории международного менеджмента и международного бизнеса;
  • выявить современные тенденции развития международного менеджмента и бизнеса;
  • вычленить специфические национальные модели управленческой науки;
  • изучить особенности организации международно ориентированного бизнеса в различных странах;
  • охарактеризовать принципы современного международного менеджмента;
  • изучить современные технологии международного менеджмента;
  • выявить роль международной транспортной и информационной инфраструктуры в развитии современного международного бизнеса;
  • раскрыть специфику управления финансовыми ресурсами международных фирм;
  • выявить особенности организации банковской деятельности на мировом рынке;
  • изучить своеобразие кадровой политики современных международных фирм;
  • получить представление об этических нормах международного бизнеса в современном мире;
  • выяснить возможности выхода российских компаний на мировые рынки.

Как учебная дисциплина международный менеджмент тесно связан с другими учебными курсами, в том числе такими, как экономическая теория, мировая экономика, внешнеэкономическая деятельность предприятия, маркетинг, основы предпринимательства и др.

Международный менеджмент многонациональных компаний
верх

Вопрос 1 Транснациональные и многонациональные корпорации и их роль в мировой экономике.

Решающую роль в современной мировой экономике играют транснациональные корпорации. Хотя современная наука оперирует различными определениями, раскрывающими сущность ТНК, наиболее общим является следующее: ТНК — это международно-оперирующие фирмы в двух или более странах и управляющие этими подразделениями из одного или нескольких центров. Многонациональные корпорации (МНК) можно считать разновидностью ТНК. Их отличие от ТНК состоит в том, что капитал такой корпорации принадлежит резиденту более чем одной страны. Однако, важно подчеркнуть то обстоятельство, что и ТНК и МНК отличаются масштабами своих коммерческих операций. Основными количественными критериями, характеризующими деятельность МНК являются:

  1. годовой оборот, превышающий 100 млн. долларов;
  2. филиалы не менее, чем в шести странах;
  3. величина процента продаж ее товаров, реализуемых за пределами страны-резиденции- до $20\%$.

Вопрос 2 Преимущества многонациональных компаний.

Преимущества МНК:

  • экономия за счет масштаба производства;
  • тесное переплетение промышленного и финансового капитала, научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, что обеспечивает конкурентоспособность ТНК на мировых рынках;
  • возможность использовать конкурентные преимущества каждой страны, в которой расположены отделения ТНК;
  • высокий уровень специализации производства.

Как и для любой другой бизнес-структуры, для МНК главной целью предпринимательской деятельности является получение прибыли. Достижение этой цели осуществляется посредством:

  • сосредоточения производств в странах с дешевым сырьем и низкими ставками заработной платы;
  • переводом капиталов в страны с низким уровнем налогообложения;
  • оптимизация производственных и сбытовых программ применительно к специфическим условиям разных национальных рынков;
  • манипуляция балансами заграничных филиалов и дочерних компаний, подчинение их финансовой деятельности политике доходов и расходов центральной штаб-квартиры.

Вопрос 3 Принципы организации многонациональных корпораций.

Основные принципы организации МНК следующие:

  • корпоративная целостность, основанная на принципе акционерного участия;
  • ориентация на достижение единых для компаний МНК стратегических целей и решение общих стратегических задач;
  • аличие единой управленческой вертикали (с различной степенью жесткости) и единого центра контроля в виде холдинговой компании, банка либо группы взаимосвязанных компаний;
  • бессрочный характер существования МНК.

Структура анализа внешней среды международного бизнеса.
верх

Вопрос 1 Структура экономического анализа.

Структура экономического анализа внешней среды международного бизнеса включает следующие пункты:
  1. Характеристика основных социально-экономических показателей страны: Место, занимаемое страной по ключевым показателям экономического развития страны: ВНП (ВВП) на душу населения, темпы экономического роста, темпы роста инвестиций, внешнеторговый оборот, импорт товаров и услуг (то же – в удельных показателях); уровень инфляции, безработицы, региональные или отраслевые депрессивные явления, уровень бедности и т.п.
  2. Демографические аспекты: динамика населения страны; гендерная структура населения в динамике.
  3. Социальная структура общества: удельный вес отдельных социальных слоев с характеристиками их душевого и семейного дохода; динамика этих показателей.
  4. Ресурсы основных видов, интересующих фирму, с ранжированием по: наличию в стране и регионах; стоимостной оценке; уровню дефицитности. Особая справка – о возможности получения этих ресурсов в сопредельных странах.
  5. Инфраструктура: характеристика транспортных коммуникаций, состояние дорожной сети, наличие транспортно-логистических центров.
  6. Информационное обслуживание бизнеса: основные характеристики возможностей связи (например, число телефонов на тысячу жителей); разновидности и эффективность работы почты; основные характеристики компьютерно-сетевых услуг.
  7. Уровни оплаты труда в интересующих фирму сферах бизнеса (в разрезе основных категорий наемных работников); принятые в стране формы оплаты труда.
  8. Общая оценка развитости и возможностей: отраслей – вероятных конкурентов; отраслей – вероятных поставщиков; отраслей – вероятных потребителей.
  9. Основные элементы валютного регулирования в стране.
  10. Основные элементы торговых и экспортно-импортных ограничений в стране.
  11. Научно-техническое и консалтинговое обслуживание бизнеса в стране (направления, фирмы, возможности привлечения).

Вопрос 2 Структура правового анализа внешней среды.

Структура правового анализа внешней среды включает:

  1. Общая оценка согласованности системы права в стране с основными положениями международного права.
  2. Регулирование экспортно-импортных операций, интересующих фирму (включая вопросы международных перевозок).
  3. Регулирование выезда/въезда частных лиц.
  4. Защищенность собственности и прав личности.
  5. Регулирование перемещения капитала, экспорта прибыли, иных финансовых операций через границу.
  6. Оценка элементов коммерческого права, которые могут интересовать фирму.
  7. Регулирование создания и трансформации бизнеса.
  8. Регулирование трудовых отношений.
  9. Регулирование цен.
  10. Элементы антимонопольного законодательства, которые могут задевать интересы фирмы.
  11. Подробно: вопросы налогообложения фирм и частных лиц (желательно с комментариями юриста-международника и специалиста по международному аудиту).
  12. Общая оценка стабильности правовой системы страны (желателен и вероятный прогноз опасностей с этой стороны).

Вопрос 3 Структура политического анализа внешней среды.

Структура политического анализа внешней среды:

  1. Политический режим в стране и его отношения со страной базирования МНК.
  2. Межгосударственные (межрегиональные) соглашения между принимающей страной и страной базирования МНК, которые могут интересовать фирму.
  3. Участие страны в политических блоках и международных экономических союзах (возможное влияние на будущий бизнес: возможности, опасности).
  4. Политические партии и общественные организации в стране базирования МНК, имеющие более тесные контакты с властями, политическими партиями и общественными организациями страны.
  5. Наиболее видные политические лидеры (предельно краткие биографические данные).
  6. Основные политические партии и наиболее влиятельные общественные организации в стране.
  7. Основные политические соперники, борющиеся за власть в стране, и существо их принципиальных позиций в экономических, социальных и правовых вопросах.
  8. Краткая характеристика связки «бизнес – политика» (фирмы, партии, лидеры).
  9. Ближайшие выборы парламента и президента (или их аналогов в стране), перспективы их исхода и вероятное влияние на бизнес и на отношения со страной базирования МНК.
  10. Роль и влияние региональных властей (с учетом регионов проникновения фирмы).
  11. Политическая обстановка в регионах проникновения фирмы.
  12. Общая оценка политической стабильности в стране.


Заметили опечатку?

Выделите текст и нажмите CTRL+ENTER.

Поступить в МИЛ

  • captcha

Поступить в МФЭИ

  • captcha

Demo Demo