Бухгалтерское дело 4.2БУ » Межвузовский информационно-образовательный портал

Межвузовский Информационно-Образовательный Портал

Demo
Demo

Бухгалтерское дело
Назад на образовательную программу


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ - МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

Разделы

Список Литературы

Ю.И.Сигидова Бухгалтерское дело: Учеб. пос. / Ю.И.Сигидов, А.И.Трубилин и др.; Под ред. Ю.И.Сигидова и др. - 2-e изд., перераб. и доп. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014-208с. Полковский, А. Л. Бухгалтерское дело [Электронный ресурс] : Учебник для бакалавров / А. Л. Полковский; под ред. проф. Л. М. Полковского. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2014. Вахрушина М.А. Бухгалтерское дело: Учебник/Вахрушина М.А., 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 376 с. Н.В.Предеус Бухгалтерское дело: Учебное пособие/Н.В.Предеус, С.И.Церпенто, Ю.В.Предеус - М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 304 с.

Ваш библиотекарь

Анатолий Вассерман

Внимание!

Для входа в Электронную Библиотеку Вам нужно получить Логин и Пароль.
Для получения Логина и Пароля ВАМ нужно обратиться в деканат Вашего института
или заполнить форму для получения:

Форма заявки





    [recaptcha]

    Форма контроля

    • ЭССЕ

      Темы для ЭССЕ
      "Бухгалтерское дело"
      - в данной дисциплине ЭССЕ сдавать не нужно!
    • ТЕСТ

      Бланки тестов
    • РЕФЕРАТ

      Темы для рефератов
      "Бухгалтерское дело"
      - в данной дисциплине РЕФЕРАТ писать не нужно!

    Форма отправки результатов (ТЕСТ, РЕФЕРАТ)




      • captcha



      ВАШ Куратор

      priemzao@inyaz-mil.ru

      (495) 632-00-78




      Содержание разделов печать раздела -    

      Концепция и принципы бухгалтерского учета в РФ
      верх

      Вопрос 1. Сущность бухгалтерского дела

      Бухгалтерское дело представляет собой профессиональную деятельность бухгалтера по организации и ведению учета, составлению отчетности, контролю и анализу отчетных данных, а также участию в профессиональных организациях. В соответствии с Федеральным законом № 402-ФЗ от 6 декабря 2011 г. «О бухгалтерском учете», бухгалтерский учет – это формирование документированной систематизированной информации об объектах учета, в соответствии с требованиями законодательства, и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности. Бухгалтерское дело, обеспечивая организационные и технические аспекты ведения бухгалтерского учета является неотъемлемой частью системы управления. Создание такой системы у экономического субъекта является одной из сложнейших задач. Система бухгалтерского дела должна обеспечивать:

      • эффективное управление;
      • прозрачность деятельности организации;
      • систему контроля, в том числе по международным нормам;
      • контроль деятельности предприятия;
      • возможность хранения информации;
      • доступ к информации;
      • упрощение хранения бумажных документов.

      Сущность бухгалтерского дела заключается в деятельности бухгалтерской службы по созданию, обработке документально обоснованной информации об объектах бухгалтерского учета хозяйствующего субъекта, хранение этой информации и представлении ее заинтересованным пользователям. Выбор совокупности способов ведения бухгалтерского учета (разработка учетной политики организации) – важная задача, решение которой обязательно при организации бухгалтерского учета на предприятии, поскольку существует тесная взаимосвязь выбранной учетной политики организации и финансовых показателей деятельности предприятия; ее непосредственное, прямое влияние на конечную цель деятельности любой организации (получение и максимизация прибыли). Формирование выбора учетной политики – одно из первых необходимых условий для начала функционирования предприятия. В ней заложены порядок и методы (способы) ведения бухгалтерского и налогового учета. На организацию работы бухгалтерской службы предприятия оказывают влияние объем учетных работ, размеры предприятия. Поэтому очень важно целесообразно распределить функциональные обязанности между работниками бухгалтерии. В связи с этим, необходимо в соответствии с законодательством Российской Федерации и локальными нормативными актами, разработать штатное расписание, должностные инструкции работников структурного подразделения. Бухгалтерское дело ведут бухгалтеры и бухгалтерия. Умение организовать ведение бухгалтерского учета в организации, использовать его данные требует профессиональных знаний. Поэтому в последнее время ужесточаются требования к квалификации бухгалтеров. В соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» главный бухгалтер должен:

      • иметь высшее профессиональное образование;
      • иметь стаж работы, связанной с ведением бухгалтерского учета, составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности либо с аудиторской деятельностью, не менее трех лет из последних пяти календарных лет, а при отсутствии высшего профессионального образования по специальностям бухгалтерского учета и аудита – не менее пяти лет из последних семи календарных лет;
      • не иметь неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики.

      Таким образом, главным назначением бухгалтерского дела является обеспечение организационно-технических аспектов ведения бухгалтерского учета на предприятии.

      Вопрос 2. Связь бухгалтерского дела с другими науками

      Бухгалтерское дело тесно взаимосвязано со многими науками. Экономическая сущность учитываемых объектов бухгалтерского дела изучается общеэкономическими дисциплинами. Базовой среди них является общая экономическая теория. Данная дисциплина является определяющей в познании экономической сущности хозяйственных процессов и той платформой, на основе которой бухгалтерское дело изучает наличие и движение активов и обязательств в процессе расширенного воспроизводства. Экономическая теория изучает экономическую систему в целом, важнейшие законы ее движения, в основе которых лежат отношения собственности. Сущность экономических категорий дополняют социально-экономическая статистика, финансы, деньги и кредит и др. науки, формирующие цикл общепрофессиональных дисциплин. Особое место занимает взаимосвязь бухгалтерского дела с научными правовыми дисциплинами и правовой практикой. Знание основ юриспруденции и конкретных правовых норм является непременным условием правильной работы каждого бухгалтера, помогает контролировать работу материально ответственных и иных лиц, определять законность осуществляемых ими фактов хозяйственной жизни. Отметим, что основополагающие принципы и организация бухгалтерского дела являются объектами правового регулирования со стороны высших органов законодательной и исполнительной власти. Бухгалтерский учет широко использует аппарат философии. В бухгалтерской работе огромную роль играют психологические моменты. Наряду с пониманием большого значения общих этических (нравственных) норм в работе бухгалтера, следует обратить внимание на формирование специфических профессиональных этических категорий, связанных с этим видом деятельности. Здесь не только возрастает уровень этических требований, но они приобретают новую качественную значимость. Элементы субъективности, вполне безобидные в других сферах, могут обернуться бедой, если не трагедией, для сотен и тысяч человек, когда такая субъективность, стремление сформировать благоприятное мнение о положении предприятия, угодить начальству будут проявляться при организации и ведении бухгалтерского учета.

      Многообразны связи бухгалтерского дела с социологией. Если говорить о других науках гуманитарного профиля, интересно взаимодействие бухгалтерского дела с науками о языке. Очевидно, что в силу своей сути учет требует четко определенного, взаимосогласованного и, главное, – однозначного понятийного и категориального аппарата. Здесь не допустимы многозначные, метафорические термины. Нельзя не упомянуть о роли логики для теории и практики бухгалтерского дела. Заимствуя у социально-экономической статистики общие методологические приемы изучения массовых общественных явлений, прежде всего с помощью количественных показателей, бухгалтерское дело осуществляет группировку этих показателей, отвечающих потребностям управления. В то же время, органы статистики, помимо применения своих специфических приемов изучения этих явлений – обследования, переписи и т.п., – широко привлекают данные бухгалтерского дела: о ходе выполнения федеральных и региональных программ в сферах экономики, росте национального богатства, пропорциях развития отдельных отраслей и пр. В понимании содержания предмета таких наук, как менеджмент и маркетинг, существенная роль принадлежит бухгалтерскому делу, так как только используя учетную информацию, администрация может принимать обоснованные решения по управлению на всех участках хозяйственной деятельности предприятия. Тесная связь существует у бухгалтерского дела с циклом общих математических и естественно-научных дисциплин. Аудит – независимая профессиональная проверка подтверждения достоверности текущего бухгалтерского учета и финансовой отчетности, соблюдение организацией действующего хозяйственного и налогового законодательства. Непосредственная связь бухгалтерского дела и аудита заключается в том, что проведение ревизий и аудиторских проверок осуществляется по данным бухгалтерского дела. Аналитические дисциплины – теория экономического анализа, а также экономический и финансовый анализ – представляют собой промежуточный этап процесса управления между сбором информации и принятием решений по оперативному регулированию производства и планированию хозяйственной деятельности экономических субъектов.

      Вопрос 3. Информационные потребности пользователей бухгалтерской информации

      Бухгалтерское дело призвано обеспечить организационные и технические аспекты сбора, обработки и формирования в учете информации для заинтересованных пользователей бухгалтерской информации. Одной из задач бухгалтерского учета является: формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности – руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним – инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности. Цели организации бухгалтерского дела различаются в зависимости от того, кто является пользователем бухгалтерской информации. Руководство организации заинтересовано в информации, представляемой внешним пользователям, и в разнообразной дополнительной информации, необходимой для планирования, анализа и контроля деятельности организации. Цель бухгалтерского дела – представить данные о прибыльности и ликвидности предприятия (соотношение платежных средств и обязательств); для менеджеров наиболее важной является информация о сумме и норме прибыли, достаточности денежных средств, себестоимости и рентабельности отдельных изделий и т.п. Работников и представляющие их интересы группы пользователей интересуют данные о стабильности и прибыльности своих нанимателей. Правительство и его органы заинтересованы в распределении ресурсов и, таким образом, в деятельности компаний в целом.

      Заимодавцев интересует информация, позволяющая им определить, будет ли заем и причитающиеся проценты выплачены в срок. Поставщикам и прочим торговым кредиторам важно знать, будет ли в срок погашена задолженность перед ними. Однако в случае, когда деятельность торговых кредиторов зависит от продолжения работы организации как основного покупателя, их интересы практически полностью совпадают с интересами заимодавцев. Покупателей интересует информация о стабильности компании, особенно, когда они имеют с ней долгосрочные отношения. Инвесторам нужна информация, которая помогла бы им определиться, покупать, держать или продавать ценные бумаги компании. Международные стандарты бухгалтерского учета и отчетности требуют первоочередного признания информационных потребностей собственников и инвесторов компании. Согласно им бухгалтерское дело призвано служить, прежде всего, их интересам. При выборе в рамках МСФО того или иного методического или организационного решения постановки бухгалтерского дела необходимо исходить из того, чтобы полученная информация была полезна для контроля финансовой деятельности принадлежащего собственникам предприятия, обеспечивала эффективное взаимодействие корпоративных и индивидуальных собственников с менеджерами, ответственными за ведение бизнеса, а для инвесторов представить информацию о рискованности и доходности предполагаемых или осуществленных ими инвестиций, на основе которой можно распоряжаться финансовыми вложениями, и о способности предприятия выплачивать дивиденды.

      Основные направления реформирования бухгалтерского учета и отчетности
      верх

      Вопрос 1. Нормативные документы, отражающие основные этапы реформирования учета и отчетности

      Законодательной основой в области реформирования системы российского бухгалтерского учета явилась Государственная Программа перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики, разработанной в соответствии с Распоряжением Председателя Верховного Совета РФ от 14 января 1992 г. Поскольку вопрос о переходе на МСФО тогда еще не стоял, основной задачей перестройки бухгалтерского учета была провозглашена «разработка и внедрение в практику предприятий специального Плана счетов, который позволил:

      • давать обобщающую характеристику наличия и движения основных и оборотных средств, материальных активов, долгосрочных вложений, фондов и резервов предприятия;
      • собирать в обобщенном виде информацию о затратах предприятия, связанных с осуществлением уставной деятельности и социально – бытовым обслуживанием работников;
      • отражать наличие и движение денежных средств в национальной и иностранной валюте, находящихся на расчетных, валютных и других счетах в банках на территории страны и за рубежом, ценных бумагах;
      • обобщать информацию о формировании и использовании финансовых результатов деятельности предприятия и состоянии средств, полученных извне на финансирование хозяйственной деятельности (кредиты банка, иные средства финансирования целевых мероприятий) и др.».

      План счетов бухгалтерского учета был разработан при участии группы экспертов Министерства финансов СССР и Центра ООН по транснациональным компаниям и утвержден Приказом Минфина СССР № 56 от 1 ноября 1991 г. (План счетов и Инструкция по его применению были введены в действие с 1 января 1992 г.). Данный План счетов и Положение о бухгалтерской отчетности, введенное также в 1992 г. исходили их того, что учет капитала осуществляется в организациях, обособленных в имущественном и организационном отношениях от других организаций их собственников. При этом предполагалось, что учет ведется на предприятии, которое не предполагает прекращать свою деятельность в обозримом будущем. Таким образом, были законодательно реализованы основные принципы обособленности, непрерывности деятельности предприятия и непротиворечивости, принятые в международной практике. Следует отметить, что в качестве ориентира для реформирования российского бухгалтерского учета предпочтение изначально отдавалось американской системе GAAP. Однако GAAP – это по своей сути слабо систематизированная и постоянно изменяющаяся интерпретация принципов и правил бухгалтерского учета и методов исчисления прибыли, отражающая только американскую специфику. Например, начиная с момента своего образования 1973 г., Совет по стандартам финансового учета США выпустил более 100 положений по бухгалтерскому учету, из которых $10\%$ связано с решением концептуальных проблем финансового учета, $10\%$ – с решением специфичных для конкретных отраслей проблем, а остальные $80\%$ приходятся на пересмотр ранее принятых стандартов. Иными словами, GAAP – это система бухгалтерского учета, которая развивается эволюционным путем, и подстраиваться под нее нецелесообразно. Поэтому МСФО, основанные на тех же концептуальных принципах, но являющиеся менее детальными и более дешевыми для внедрения, представляют оптимальную основу для реформирования бухгалтерского учета.

      С 1993 г. баланс, а с 1996 г. все отчеты стали составляться в нетто – показателях, как это принято международными стандартами. В рамках вышеуказанной Государственной программы, Приказом Минфина № 100 от 28 июля 1994 г. было утверждено первое Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика предприятия» (ПБУ 1/94). С его принятием значительно расширилось применение международных принципов в российском учете, в частности, последовательность применения учетной политики, полнота отражения всех фактов хозяйственной деятельности, требование осмотрительности, приоритет содержания перед формой, непротиворечивость и рациональность бухгалтерского учета. Толчком к практической реализации усилий по реформе бухгалтерского учета стал Указ Президента РФ от 3 апреля 1997 г. № 278 «О первоочередных мерах по реализации Послания Президента РФ Федеральному Собранию «Порядок во власти – порядок в стране (О положениях в стране и основных направлениях политики РФ)». Спустя почти год, 6 марта 1998 г., после длительной и напряженной работы, Постановлением Правительства № 283 была утверждена Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности – правовая основа реформы бухгалтерского учета. В ней признавалось, что процесс реформирования отечественной системы бухгалтерского учета отстает от общего процесса экономических реформ в России. Целью реформирования является «приведение национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями экономики и международными стандартами финансовой отчетности», а задачи реформы заключаются в том, чтобы:

      • сформировать систему стандартов учета и отчетности, обеспечивающих полезной информацией пользователей, в первую очередь, инвесторов;
      • обеспечить увязку реформы бухгалтерского учета в России с основными тенденциями гармонизации стандартов на международном уровне;
      • оказать методическую помощь организациям в понимании и внедрении реформированной модели бухгалтерского учета.

      Вопрос 2. Направления реформирования отечественного учета и отчетности

      Можно выделить три основных направления реформы:

      1. нормативное и методологическое обеспечение реформы – предполагалось разработать новые и пересмотреть ранее утвержденные положения по бухгалтерскому учету, которые включили бы основную массу требований МСФО;
      2. реорганизация системы управления учетом – предполагалось возрастание роли профессиональных организаций в развитии методического обеспечения организации бухгалтерского учета (прежде всего Института профессиональных бухгалтеров, созданного в 1997 г.);
      3. подготовка и переподготовка кадров – поскольку любая реформа должна начинаться с людей, то данное направление явилось важнейшей составляющей реорганизации бухгалтерского учета.

      Следует отметить, что МСФО выступает важнейшим средством таких преобразований. Адаптация российских правил бухгалтерского учета к МСФО – наиболее рациональный способ применения международных стандартов исходя из экономической ситуации в России. Одним из важнейших препятствий к такой адаптации в России является незначительное количество компаний мирового уровня, ценные бумаги которых котируются на фондовых биржах мира. Переход российского учета на нормы МСФО осложняется подходом российских бухгалтеров, которые для недопущения конфликтов с налоговой инспекцией хотели бы иметь единые правила отражения в отчетности, например, активов и обязательств, доходов и расходов. Они привыкли руководствоваться четкими инструкциями и не научились отстаивать свое профессиональное мнение. Российские бухгалтеры также не научились извлекать экономическую выгоду для своего предприятия посредством использования различных способов оценки активов, начисления амортизации основных средств и т.п. Приказом Минфина Россииот 30 ноября 2011 г. № 440 утвержден «План Министерства финансов Российской Федерации на 2012-2015 годы по развитию бухгалтерского учета и отчетности Российской Федерации на основе Международных стандартов финансовой отчетности». В рамках блока мероприятий «Повышение качества и доступности информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности» предполагается:

      1. Признание МСФО и разъяснений МСФО для применения на территории Российской Федерации.
      2. Подготовка предложений о расширении сферы применения МСФО для составления консолидированной финансовой отчетности путем распространения действия Федерального закона «О консолидированной финансовой отчетности» на другие организации (профессиональные участники рынка ценных бумаг, акционерные инвестиционные фонды, негосударственные пенсионные фонды, управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, клиринговые организации, товарные биржи, биржевые посредники, биржевые брокеры, общественно значимые государственные унитарные предприятия и др.).
      3. Определение перечня МСФО, непосредственно применяемых для составления бухгалтерской (финансовой) отчетности юридического лица.
      4. Принятие нормативных правовых актов, обеспечивающих непосредственное применение МСФО (по установленному перечню) для составления бухгалтерской (финансовой) отчетности юридического лица.
      5. Другие мероприятия.

      В рамках блока «Совершенствование системы регулирования бухгалтерского учета и контроля качества бухгалтерской (финансовой) отчетности» предполагается проведение следующих мероприятий:

      1. Обеспечение постоянного участия делового профессионального сообщества в разработке нормативных правовых актов в области бухгалтерского учета и отчетности, аудита.
      2. Обеспечение изменений системы регулирования бухгалтерского учета и отчетности, вытекающих из новой редакции Федерального закона «О бухгалтерском учете».
      3. Приведение действующих федеральных стандартов аудиторской деятельности в соответствие с Международными стандартами аудита.
      4. Уточнение федеральных стандартов аудиторской деятельности в связи с изменениями в Международных стандартах аудита.
      5. Другие мероприятия.

      Блок мероприятий «Развитие профессии» предусматривает:

      1. Разработку предложений по расширению подготовки и повышению квалификации специалистов, занятых составлением, аудитом, использованием, контролем, надзором бухгалтерской (финансовой) отчетности по МСФО.
      2. Разработку предложений по внесению изменений в Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих (в части должностей, связанных с бухгалтерским учетом и аудиторской деятельностью), направленных на отражение современных требований в отношении применения МСФО.
      3. Разработку предложений по развитию системы профессиональной аттестации бухгалтеров на основе стандартов Международной федерации бухгалтеров.
      4. Разработку предложений по введению системы ежегодного повышения квалификации специалистов в области бухгалтерского учета на основе стандартов Международной федерации бухгалтеров.
      5. Другие мероприятия.

      Блок мероприятий «Международное сотрудничество» включает:

      1. Обеспечение участия в деятельности Фонда МСФО.
      2. Участие в Межправительственной рабочей группе экспертов по международным стандартам учета и отчетности (Комиссия по инвестициям, технологии и смежным финансовым вопросам Совета по торговле и развитию ЮНКТАД).
      3. Участие в Координационном совете по бухгалтерскому учету при Исполнительном комитете СНГ.
      4. Сотрудничество с органами Европейской Комиссии в области бухгалтерского учета и аудита (в рамках Диалога Россия – ЕС по финансовой и макроэкономической политике).
      5. Сотрудничество с зарубежными национальными органами регулирования бухгалтерского учета, отчетности и аудита.

      Итак, необходимо еще многое сделать, чтобы Россия перешла на международную практику учета и отчетности. Особенно важно, чтобы необходимость такого перехода была осознана не только властями, но и бухгалтерским сообществом.

      Система законодательного и нормативного учета и отчетности
      верх

      Вопрос 1. Цель и принципы законодательства о бухгалтерском учете

      Основная цель законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете – обеспечить единообразный учет активов, обязательств, источников финансирования деятельности организации и фактов хозяйственной жизни организаций, а также составление и представление сопоставимой и достоверной отчетности об имущественном положении, доходах и расходах организаций, необходимой третьим лицам. Согласно статье 20 Федерального закона «О бухгалтерском учете» от 06 декабря 2011 г. № 402-ФЗ, регулирование бухгалтерского учета в Российской Федерации осуществляется в соответствии со следующими принципами:

      1. соответствия федеральных и отраслевых стандартов потребностям пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также уровню развития науки и практики бухгалтерского учета;
      2. единства системы требований к бухгалтерскому учету;
      3. упрощения способов ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, для субъектов малого предпринимательства и отдельных форм некоммерческих организаций;
      4. применения международных стандартов как основы разработки федеральных и отраслевых стандартов;
      5. обеспечения условий для единообразного применения федеральных и отраслевых стандартов;
      6. недопустимости совмещения полномочий по утверждению федеральных стандартов и государственному контролю (надзору) в сфере бухгалтерского учета.

      Вопрос 2. Уровни нормативного регулирования бухгалтерского учета.

      В Российской Федерации создана пятиуровневая система нормативного регулирования бухгалтерского учета. Документом первого, наивысшего, уровня является Федеральный закон «О бухгалтерском учете» (от 6 декабря 2011 г., № 402-ФЗ). Отдельные нормы, регулирующие бухгалтерский учет, содержатся в иных законодательных актах: Гражданском, Трудовом, Бюджетном и Налоговом кодексах Российской Федерации. В Федеральном Законе «О бухгалтерском учете» определяется роль и место бухгалтерского учета в системе законодательных актов Российской Федерации, его цели и задачи, общие методы ведения и нормативного регулирования, обязанности и ответственность организаций и учреждений за состояние бухгалтерского учета и отчетности. Кодексом называется единый законодательный акт, систематизирующий соответствующую область права. Кодексы содержат основополагающие требования, которыми регулируются правоотношения, возникающие в процессе осуществления разного рода отношений: имущественных, трудовых, налоговых и других отношений. Гражданский кодекс Российской Федерации представляет собой документ, определяющий правовые аспекты взаимодействия граждан, юридических лиц и других участников предпринимательской деятельности. В Гражданском кодексе обобщены правила, нормы и положения, устанавливающие правовой режим имущественных отношений, личных прав и свобод, закрепленных Конституцией Российской Федерации.

      Трудовой кодекс Российской Федерации устанавливает государственные гарантии трудовых прав и свобод граждан, создает благоприятные условия труда, обеспечивает защиту прав и интересов работников и работодателей. Применение норм Трудового кодекса обеспечивает оптимальное согласование интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений. Бюджетный кодекс Российской Федерации представляет собой основной нормативный документ, устанавливающий правовые основы функционирования бюджетной системы Российской Федерации. Бюджетный кодекс регламентирует отношения между учреждениями, министерствами, ведомствами и прочими субъектами бюджетных правоотношений, возникающих в процессе планирования, составления, утверждения и исполнения бюджетов всех уровней. В соответствии с Бюджетным кодексом бюджетным учреждением признается организация, созданная органами государственной власти Российской Федерации всех уровней, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда, в том числе и Фонда социального страхования, на основе сметы доходов и расходов. Нормы Налогового кодекса Российской Федерации устанавливают основополагающие начала построения налоговой системы, определяют виды взимаемых налогов и сборов и уровни их установления. Положения Налогового кодекса определяют формы и методы налогового контроля, устанавливают ответственность за совершение налоговых правонарушений. Статьи Налогового кодекса содержат материальные, процессуальные и отсылочные нормы.

      Материальные нормы представляют собой основные положения о системе налогового законодательства, субъектах налоговых правоотношений и их правовом статусе, классификации и видах налогов и т.д. Процессуальные нормы закрепляют основы исполнения налоговых обязательств, осуществления налогового контроля, порядок применения санкций за нарушение налогового законодательства и т.д. Отсылочные нормы отражают взаимодействие Налогового кодекса с предписаниями других нормативных актов Российской Федерации. По действующему законодательству органами государственного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации являются уполномоченный федеральный орган (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности) и Центральный банк Российской Федерации, помимо этого регулирование в Российской Федерации могут осуществлять также саморегулируемые организации, преследующие цели развития бухгалтерского учета (ст. 22 Федерального закона «О бухгалтерском учете»).

      Второй уровень. К нормативным документам второго уровня регулирования относятся федеральные стандарты по бухгалтерскому учету и бухгалтерской отчетности. Главное назначение таких стандартов установить:

      • определения и признаки объектов бухгалтерского учета, порядок их классификации, условия принятия их к бухгалтерскому учету и списания их в бухгалтерском учете;
      • допустимые способы денежного измерения объектов бухгалтерского учета;
      • порядок пересчета стоимости объектов бухгалтерского учета, выраженной в иностранной валюте, в валюту Российской Федерации для целей бухгалтерского учета;
      • требования к учетной политике, в том числе к определению условий ее изменения, инвентаризации активов и обязательств, документам бухгалтерского учета и документообороту в бухгалтерском учете, в том числе виды электронных подписей, используемых для подписания документов бухгалтерского учета;
      • план счетов бухгалтерского учета и порядок его применения, за исключением плана счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и порядка его применения;
      • состав, содержание и порядок формирования информации, раскрываемой в бухгалтерской (финансовой) отчетности, в том числе образцы форм бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также состав приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах и состав приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о целевом использовании средств;
      • условия, при которых бухгалтерская (финансовая) отчетность дает достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период;
      • состав последней и первой бухгалтерской (финансовой) отчетности при реорганизации юридического лица, порядок ее составления и денежного измерения объектов в ней;
      • состав последней бухгалтерской (финансовой) отчетности при ликвидации юридического лица, порядок ее составления и денежного измерения объектов в ней;
      • упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, для субъектов малого предпринимательства.

      Федеральные стандарты обязательны к применению, если иное не установлено этими стандартами. Федеральные стандарты могут устанавливать специальные требования к бухгалтерскому учету (включая учетную политику, план счетов бухгалтерского учета и порядок его применения) организаций бюджетной сферы, а также требования к бухгалтерскому учету отдельных видов экономической деятельности. Федеральные стандарты (ныне положения по бухгалтерскому учету) призваны конкретизировать закон «О бухгалтерском учете». В настоящее время в России разработано и утверждено 24 положения по бухгалтерскому учету и отчетности. Федеральные стандарты разрабатываются и утверждаются в соответствии с программой разработки федеральных стандартов. Разработчиком федерального стандарта может быть любой субъект негосударственного регулирования бухгалтерского учета. Уполномоченный федеральный орган разрабатывает федеральные стандарты для организаций государственного сектора, а также в случае, если ни один субъект негосударственного регулирования бухгалтерского учета не принимает на себя обязательства разработать федеральный стандарт, предусмотренный утвержденной программой разработки федеральных стандартов.

      Министерства и ведомства вправе издавать нормативные акты в тех пределах и конкретных случаях, которые определены федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ. В соответствии с принятыми в тексте нормативных документов наименованиями актов федеральных органов исполнительной власти они носят названия подзаконных актов. Порядок публикации и вступления в силу подзаконных актов Минфина России определен Указом Президента РФ от 23 мая 1996 г. № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти».В соответствии с этим документом, федеральные стандарты приобретают значение нормативных актов после их регистрации в Минюсте России и опубликования в «Российской газете», а также в журнале «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти» издательства «Юридическая литература» Администрации Президента РФ. Они вступают в силу на всей территории Российской Федерации одновременно по истечении десяти дней после их официального опубликования, если в них не установлен другой порядок вступления в силу. До тех пор, пока нормативные акты органов исполнительной власти не прошли государственной регистрации, а также акты, зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке (если их регистрации и опубликование обязательны), не влекут за собой правовых последствий. Они считаются еще не вступившими в силу и не являются основанием для регулирования соответствующих правоотношений.

      Вопрос 3. Классификация федеральных стандартов

      По сфере регулирования федеральные стандарты подразделяются на регулирующие:

      1. общие вопросы организации бухгалтерского учета («Учетная политика организации» ПБУ 1/2008, План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению);
      2. бухгалтерский учет отдельных объектов (активов, обязательств, операций). Например, «Учет основных средств» ПБУ 6/01 и др.
      3. общие вопросы формирования бухгалтерской отчетности («Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99, «Отчет о движении денежных средств» ПБУ 23/2011);
      4. порядок раскрытия и представления информации об отдельных обстоятельствах деятельности организации в бухгалтерской отчетности («События после отчетной даты» ПБУ 7/98, «Информация по сегментам» ПБУ 12/2010 и др.).

      Поскольку все стандарты бухгалтерского учета устанавливают методологические основы формирования в бухгалтерском учете информации о конкретном объекте учета (на определенном участке бухгалтерского учета) может быть использована другая классификация положений по бухгалтерскому учету. По предмету регулирования стандарты по бухгалтерскому учету классифицируются на 3 группы:

      • общие вопросы раскрытия информации;
      • активы и обязательства организации;
      • финансовые результаты деятельности организации.

      Стандарты первой группы устанавливают основы формирования учетной политики, бухгалтерской отчетности и раскрытия соответствующей информации (ПБУ 1/2008 «Учетная политика организаций», ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», ПБУ 7/98 «События после отчетной даты», ПБУ 8/10 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы», ПБУ 11/2008 «Информация о связанных сторонах» и т.п.). К стандартам по бухгалтерскому учету, устанавливающим особенности учета отдельных видов активов и обязательств организации, относятся следующие Положения по бухгалтерскому учету: ПБУ 3/2006 «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте», ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов», ПБУ 6/01 «Учет основных средств», ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов», ПБУ 15/2008 «Учет расходов по займам и кредитам», ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль» и т.п. К стандартам третьей группы, устанавливающим особенности бухгалтерского учета и отражения финансовых результатов, доходов и расходов относятся: ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда», ПБУ 9/99 «Доходы организации», 10/99 «Расходы организации», ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи».

      Третий уровень нормативного регулирования бухгалтерского учета включает отраслевые стандарты, устанавливающие особенности применения федеральных стандартов в отдельных видах экономической деятельности. Отраслевые стандарты бухгалтерского учета обязательны для применения. Главной их функцией является адаптация бухгалтерского законодательства под ведение бухгалтерского учета в каждой отдельно взятой отрасли хозяйственной деятельности. Разработкой отраслевых стандартов бухгалтерского учета занимается Министерство финансов Российской Федерации. Также не исключено участие в этом процессе и саморегулируемых организаций предпринимателей, аудиторских сообществ и иных объединений деловых людей, заинтересованных в развитии бухгалтерского учета. Четвертый уровень нормативного регулирования бухгалтерского учета включает рекомендации в области бухгалтерского учета. Они представлены методическими указаниями, инструкциями разъяснительного, уточняющего, рекомендательного характера по отдельным вопросам бухгалтерского учета и отчетности, утвержденными Минфином, Банком России, Федеральной службы государственной статистики, другими министерствами и ведомствами.

      Рекомендации в области бухгалтерского учета могут приниматься в отношении порядка применения федеральных и отраслевых стандартов, форм документов бухгалтерского учета, за исключением установленных федеральными и отраслевыми стандартами, организационных форм ведения бухгалтерского учета, организации бухгалтерских служб экономических субъектов, технологии ведения бухгалтерского учета, порядка организации и осуществления внутреннего контроля их деятельности и ведения бухгалтерского учета, а также порядка разработки этими лицами стандартов. Рекомендации призваны помочь бухгалтеру организовать учетный процесс, составить для предприятия внутренние инструкции и другие локальные нормативные документы по ведению первичной документации, бухгалтерской регистрации и обобщению данных. Рекомендации в области бухгалтерского учета по результатам юридической экспертизы признаются Минюстом России и не нуждаются в государственной регистрации. Эти документы не имеют самостоятельного обязательного для исполнения значения. Данные акты подлежат обязательному опубликованию в «Финансовой газете». Данные документы не имеют самостоятельного значения, а обязательность их исполнения определена нормативными правовыми актами. Рекомендации в области бухгалтерского учета не должны вступать в противоречие с федеральными и отраслевыми стандартами. Рекомендации в области бухгалтерского учета можно разделить на три группы:

      1. рекомендации, урегулированные федеральными стандартами – приняты по вопросам, разработанным и утвержденным ранее приказами уполномоченного федерального органа (например, Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств);
      2. рекомендации, не урегулированные федеральными стандартами, принятыми по вопросам, ранее не разработанным и не утвержденным приказами уполномоченного федерального органа (например, Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств);
      3. рекомендации отраслевых министерств и ведомств, регулирующие специфические участки бухгалтерского учета (например, Методические рекомендации по бухгалтерскому учету затрат на производство и калькуляцию себестоимости продукции (работ, услуг) в сельскохозяйственных организациях, утвержденные Министерством сельского хозяйства Российской Федерации).

      Пятый уровень составляют стандарты экономического субъекта, предназначенные для упорядочения и организации и ведения им бухгалтерского учета. Необходимость и порядок разработки, утверждения, изменения и отмены стандартов экономического субъекта устанавливаются этим субъектом самостоятельно. Документы этого уровня формируются непосредственно в организациях и составляют систему внутренних норм и инструкций, отражающих специфику данной организации. Назначение документов этого уровня иное – определить правила рациональной организации бухгалтерского учета с применением прогрессивных форм и способов ведения учета для выбора каждой организацией приемлемых для нее вариантов. Наиболее значимым внутренним документом является приказ организации по учетной политике на отчетный производственно-финансовый год. К нему прилагаются:

      • учетная политика организации;
      • рабочий план счетов;
      • формы первичных документов;
      • график документооборота;
      • учетные регистры.

      Кроме того, каждая организация разрабатывает свои внутренние документы, регламентирующие составление внутренней (управленческой) отчетности. Эти документы учитывают специализацию и производственное направление организации, ее размеры, организационную структуру управления, местное, муниципальное законодательство и т.п. Все уровни нормативно-правового регулирования взаимосвязаны и дополняют друг друга, находятся в логической и методологической зависимости.

      Организация профессиональной деятельности бухгалтера
      верх

      Вопрос 1. Элементы технологии учетного процесса

      Технология учетного процесса как разновидности информационного процесса, содержит такие элементы, как:

      • характеристика данных;
      • носители данных и информации;
      • движение носителей и обеспечение процесса.

      Эти элементы образуют следующие объекты организации учетного процесса: учетные номенклатуры (характеристика данных), документы (носители данных и информации), документооборот и документопотоки (движение носителей), техническая оснащенность (обеспечение процесса). Исходный объект организации учетного процесса – учетная номенклатура. В бухгалтерском учете под учетной номенклатурой понимают перечень названий фактов хозяйственной деятельности, которые обычно характеризуют состояние объектов бухгалтерского учета. Состав объектов бухгалтерского учета определяется на каждой стадии учетного процесса. Учитывая многообразие и значительный объем объектов формирования учетных номенклатур, их отбор проводят, как правило, в разрезе разделов бухгалтерского учета (учет материалов, учет денежных средств), в разрезе фактов хозяйственной жизни (поступление, перемещение, выбытие) и т.д. Наличие перечня учетных номенклатур дает возможность определять объем учетных работ и выбирать наиболее подходящие носители учетных данных. После формирования перечня учетных номенклатур выбираются носители учетных данных и информации. Вся бухгалтерская информация (количественные и качественные характеристики хозяйственных фактов) сначала отражается в первичных документах – носителях данных. Далее все факты хозяйственной жизни из первичных документов переносятся и накапливаются в учетных регистрах, которые становятся носителями учетных данных (информации). Кроме учетных регистров на данной стадии учетного процесса составляются различного рода расчетные таблицы (например, расчет распределения общепроизводственных расходов), бухгалтерские справки (например, исправление ошибок). Все они также несут учетную информацию. По мере того, как осуществляется перенос данных из учетных регистров в отчетные формы, последние оказываются носителями учетной информации. Результаты анализа учетной информации, содержащейся в отчетных формах, включаются в различные аналитические материалы (обзоры и т.п.), являющиеся важными носителями учетной информации. Таким образом, каждой стадии учетного процесса соответствует свой носитель данных. Часть организации учетного процесса составляет организация отбора носителей учетных данных, который ведется с учетом информационного содержания, удобства составления, обработки и использования носителя данных. Технология сбора и обработки учетных данных зависит от множества факторов. К их числу можно отнести:

      • количество видов деятельности у организации;
      • количество фактов хозяйственной жизни, совершаемых организацией за определенный период времени (от этого зависит объем поступающей информации);
      • количество подразделений организации и их местонахождение.

      Технология сбора и обработки информации напрямую связана с выбранной формой счетоводства. К числу основных форм можно отнести: автоматизированную, журнально-ордерную, мемориально-ордерную и упрощенную формы.

      Вопрос 2. Сущность документооборота, график документооборота

      Формирование учетных показателей требует, чтобы в учетном процессе присутствовала упорядоченная система движения носителей учетных данных (информации), называемая документооборотом. В учетном процессе в современной организации первичные документы уже редко перемещаются в одиночку; применение информационных технологий позволяет перемещать массивы документов, что превращает документооборот в документопотоки. В учетном процессе циркулируют не только первичные документы, но и учетные регистры, а также отчетные формы. В конечном итоге документы поступают в архив, где должна обеспечиваться их сохранность и быстрота нахождения. Рациональная организация документооборота предполагает деление его на отдельные стадии. Для этого разрабатываются графики документооборота и обработки учетной информации, а также должностные инструкции, являющиеся составными частями общего плана организации учетного процесса. Форма графика документооборота не регламентирована; в графике могут указываться как основные показатели движения, так и более конкретизированная информация. Графики могут составляться на каждый носитель учетной информации (индивидуальные) или на группу однородных носителей (сводные). Графики документооборота позволяют равномерно распределять работу бухгалтеров в учетном процессе и устранять возможность дублирования фактов хозяйственной жизни.

      Организация документооборота предполагает также контроль над движением носителей учетной информации и обеспечение их сохранности в процессе движения. Интенсивность и механизм документооборота изменяются в зависимости от численности персонала организации, направлений ее деятельности, структуры, действующей нормативной базы, учетной политики организации и иных факторов. Анализ сложившейся в организации системы документации и документооборота может послужить ее оптимизации. Наиболее целесообразным решением проблемы организации работы с документами является создание электронных архивов. Для этого осуществляется перевод бумажных документов в электронный вид. В результате создаются образы (точные электронные копии) документов, которые подвергаются индексации. В результате создается система электронного учета по различным информационным полям (тип документа и т.п.). По этим полям любой документ может быть легко найден в базе данных электронных образов, которую называют «электронным архивом». Преимущества электронного архива перед бумажным заключаются в следующем:

      • срок хранения электронных документов не ограничен;
      • система электронного архива обеспечивает целостность документации и снижает возможность несанкционированного доступа;
      • повышается эффективность работы сотрудников бухгалтерии с документами.

      Вопрос 3. Ответственность руководителей организаций за организацию учетного процесса

      Ответственность за постановку бухгалтерского учета в организации, соблюдение законодательства при осуществлении фактов хозяйственной жизни несут руководители организаций. Руководители в зависимости от объема учетных работ могут:

      • учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение;
      • ввести в штат должность бухгалтера;
      • передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета специализированной организации или бухгалтеру-специалисту;
      • вести бухгалтерский учет лично.

      Руководитель организации может взять ведение бухгалтерского учета на себя только в случае, если организация относится к субъектам малого или среднего предпринимательства (ст. 7 Федерального закона «О бухгалтерском учете»). Главный бухгалтер, возглавляющий бухгалтерскую службу, относится к категории руководителей организации, принимается на работу и увольняется директором. Бухгалтерия, являясь самостоятельным структурным подразделением, не должна входить в состав какого-либо другого подразделения. В зависимости от объема учетной работы, условий организации и технологии производства, наличия технических средств учета определяют оптимальный штат работников бухгалтерии, устанавливают структуру аппарата бухгалтерии, формы его связи с отдельными подразделениями организации.

      Вопрос 4. Структура бухгалтерского аппарата и выполняемые функции

      Под структурой бухгалтерского аппарата понимаются состав и соподчиненность взаимосвязанных организационных единиц или звеньев бухгалтерии, выполняющих различные функции, то есть деление аппарата бухгалтерии на составные части на основе принципов разделения труда. В соответствии с федеральным законом «О бухгалтерском учете», на главного бухгалтера возложена ответственность за ведение бухгалтерского учета в организации, а все остальные работники бухгалтерии находятся в его подчинении. Отсюда можно отметить, что структура аппарата бухгалтерии будет основываться на вертикальной связи между ее элементами, связи подчинения. В свою очередь, вертикальные связи в структуре аппарата бухгалтерии могут носить линейный, функциональный или комбинированный характер. При линейной организации все сотрудники бухгалтерии находятся в непосредственном подчинении главному бухгалтеру, который сосредотачивает в своих руках управление всей совокупностью совершаемых работниками бухгалтерии операций. Такая структура, как правило, применяется в небольших организациях, где численность персонала бухгалтерии не превышает 10 человек. Линейная структура аппарата бухгалтерии характеризуется обособленностью выполняемых работ или операций, при которой весь определенный цикл совершает от начала до конца один работник или определенная часть аппарата бухгалтерии. К преимуществам линейной структуры аппарата бухгалтерии можно отнести:

      • единство и четкость распорядительства;
      • согласованность действий исполнителей;
      • четкая система взаимных связей между главным бухгалтером и сотрудниками бухгалтерии;
      • быстрота реакции в ответ на прямые указания главного бухгалтера;
      • персональная ответственность за выполнение обязанностей и т.д.

      К недостаткам линейной структуры относятся:

      • высокие требования к главному бухгалтеру, который должен иметь обширные разносторонние знания и опыт во всех функциях, выполняемых подчиненными;
      • перегрузка главного бухгалтера огромным количеством информации, документации и множественностью контактов с подчиненными.

      Функциональная организация аппарата бухгалтерии основана на подчинении по определенной группе проблем функциональному руководителю. В данном случае в составе аппарата бухгалтерии создаются промежуточные звенья управления (группы), возглавляемые руководителями групп (старшими бухгалтерами). Распоряжения главного бухгалтера передаются старшим бухгалтерам соответствующих звеньев управления, которые определяют конкретных исполнителей и контролируют выполнение работ. Данная структура бухгалтерии применяется в большинстве средних организаций (от 100 до 250 чел.) и в некоторых крупных организациях. В средних организациях в состав аппарата бухгалтерии могут входить:

      • материальная группа, отвечающая за учет приобретения материальных ценностей, их поступления и расходования. В этой же группе, как правило, ведут учет основных средств;
      • группа учета оплаты труда, осуществляющая учет затрат труда рабочих, исчисление заработной платы работникам, контроль за использованием фонда оплаты труда, учет всех расчетов с работниками предприятий, бюджетом, фондом социального страхования и другими ведомствами, связанными с оплатой труда;
      • производственно-калькуляционная, которая ведет учет затрат на производство, калькулирует себестоимость продукции;
      • учета готовой продукции, осуществляющая учет готовой продукции на складах и ее реализации;
      • общая группа, работники которой ведут учет остальных фактов хозяйственной жизни и Главную книгу, составляют бухгалтерский баланс и другие формы финансовой отчетности.

      В крупных организациях кроме перечисленных могут существовать группы (отделы): учета тары, учета основных средств, расчетная группа, работники которой ведут учет денежных средств и расчетов с организациями и лицами, группа подготовки и машинной обработки информации, сводно-аналитическая и др. При функциональной организации работы бухгалтерии основной упор делается на профессионализм сотрудников и на приобретение ими знаний и умений, необходимых для работы на определенном участке учета, что и является одним из преимуществ данной системы. Помимо этого, функциональная организация работы бухгалтерии освобождает главного бухгалтера от решения многих вопросов текущего характера, а также способствует построению связей «руководитель – подчиненный» по иерархической лестнице, при которых каждый работник подчинен только одному руководителю. Однако эта система по своей природе имеет ряд недостатков, к главным из которых относятся следующие:

      • вероятность задержки поступления данных из одной функциональной службы в другую, поскольку реально каждая служба отвечает только за свою работу, а не за принятие решения в целом;
      • стремление каждой службы иметь как можно больший объем информации, чтобы застраховать себя от необходимости делать запросы в другие службы. Это ведет к дублированию многих видов выполняемых задач, получаемой и хранимой информации, а значит, вызывает дополнительные затраты;
      • возможность существенного расхождения и несопоставимости данных, получаемых в различных функциональных службах, по однотипным задачам;
      • отсутствие тесных взаимосвязей и взаимодействия между структурными элементами бухгалтерии.

      При комбинированной организации структуры бухгалтерии часть групп ведет полный цикл учетных работ по подразделениям организации, а специальная группа занимается формированием общей отчетности. Права главного бухгалтера в этом случае передаются руководителям подразделений бухгалтерии в пределах установленной компетенции. Такая структура аппарата бухгалтерии применяется в особо крупных организациях и в производственных объединениях. В процессе своего функционирования аппарат бухгалтерии взаимодействует с другими структурными подразделениями организации, взаимодействие может быть построено на принципах централизации и децентрализации. Решение относительно уровня централизации учетных работ в организации должно содержаться в ее учетной политике. Должен быть решен вопрос о распределении полномочий и ответственности между центральной бухгалтерией и бухгалтерами структурных подразделений.

      При централизации учета оценка действий бухгалтеров структурных подразделений осуществляется главным бухгалтером. При централизации вся учетная работа проводится в центральной бухгалтерии, т.е. подразделения не составляют не только внутренние балансы, но и бухгалтерские регистры. Однако в этом случае нельзя игнорировать наличие подразделений в структуре организации. Если подразделения не имеют статуса представительств или филиалов, т.е. деление осуществляется согласно производственной структуре (цехи, производства, участки, бюро, лаборатории и т.п.), то их наличие должно учитываться как минимум при построении аналитического учета: счета учета имущества и затрат должны иметь аналитические счета по подразделениям. К достоинствам централизованного учета можно отнести сокращение числа и масштабов ошибочных учетных решений, принимаемых менее опытными бухгалтерами структурных подразделений, а также постоянный и систематический контроль центральной бухгалтерии за правильностью учета в структурных подразделениях. Недостатком централизации учета является чрезмерная загрузка учетного персонала центральной бухгалтерии, в то время как в структурных подразделениях возникает риск потери учетным персоналом навыков ведения учета.

      При децентрализованной форме в подразделениях создаются собственные учетные службы (отделы бухгалтерского учета), которые ведут бухгалтерские регистры и составляют обособленные балансы данных подразделений. В данном случае происходит перераспределение полномочий между центральной бухгалтерией и нижестоящими руководителями учетных служб структурных подразделений. К числу преимуществ децентрализованного учета можно отнести:

      • возможность его применения в крупных организациях с объемным потоком информации;
      • возможность принятия учетных решений тем работником, который ближе всего находится к возникшей проблеме и лучше всех ее знает;
      • стимуляция инициативы учетных работников структурных подразделений.

      Количественный состав бухгалтерской службы организации зависит от размеров организации, от видов деятельности и их отраслевой принадлежности, от организации и технологии производства, от наличия структурных подразделений и их территориального расположения, от квалификации работников. Количество работников бухгалтерии и число рабочих мест определяются масштабом организации, количеством одновременно осуществляемых видов предпринимательской деятельности и объемом бухгалтерской информации по каждому направлению. В организации, осуществляющей предпринимательскую деятельность по выпуску продукции или занимающейся торговой деятельностью, бухгалтерской службой должны выполняться операции:

      1. кассовые;
      2. расчеты с работниками по оплате труда;
      3. материально-производственных запасов;
      4. расчеты с поставщиками и подрядчиками;
      5. расчеты с покупателями и заказчиками;
      6. расчеты с бюджетом по налогам и сборам;
      7. учет производственных затрат и издержек обращения (в торговых организациях).

      Если объем работ на участке является значительным, вместо одного рабочего места создается группа, в которой заняты от двух и более работников. Если организация осуществляет валютные операции, целесообразно организовать отдельное рабочее место, бухгалтер, который будет заниматься исключительно этими операциями. При этом следует иметь в виду, что для проведения операций с наличной валютой обособленная касса создаваться не может – все операции с наличными деньгами должны производиться в одной кассе. В некоторых крупных организациях (например, в торговых холдингах) в штат бухгалтерии вводится должность бухгалтера-ревизора, который подчиняется непосредственно главному бухгалтеру. Группа для формирования отчетности (включая статистическую и налоговую), как правило, не создается, так как практически не может работать постоянно, а только в периоды подготовки годовой и промежуточной отчетности. В крупных организациях практикуется разработка и утверждение внутреннего распорядительного документа, в котором определяются объем работ по подготовке отчетных данных, сроки выполнения работ и ответственный за выполнение по каждому рабочему месту или группе бухгалтерских работников. При необходимости в штат бухгалтерии может вводиться должность заместителя главного бухгалтера, через которого осуществляется взаимодействие главного бухгалтера с работниками и группами. Функции, выполняемые бухгалтерскими службами, включают:

      1. Ведение бухгалтерского учета в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ.
      2. Организацию документооборота и обмена данными бухгалтерского учета и отчетности с целью обеспечения информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства РФ.
      3. Оперативный и систематический анализ данных бухгалтерского учета и отчетности с целью выявления внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.

      Кроме того, в обязанности бухгалтерских служб входит:

      1. Контроль за правильным и экономным расходованием денежных средств, материальных и трудовых ресурсов.
      2. Обеспечение сохранности денежных средств в процессе их получения, хранения и использования.
      3. Контроль за сохранностью материальных ценностей в местах хранения и эксплуатации.
      4. Формирование рациональной схемы документооборота со структурными подразделениями организации, выделенными на обособленный баланс.
      5. Начисление и выплата в установленные сроки оплаты труда работникам, проведение расчетов с работниками по иным основаниям.
      6. Своевременное проведение расчетов, возникающих в процессе осуществления предпринимательской деятельности.
      7. Своевременное проведение расчетов с налоговыми органами.
      8. Участие в проведении инвентаризации имущества и финансовых обязательств, своевременное и правильное определение результатов инвентаризации и отражение их в учете.
      9. Проведение инструктажа материально-ответственных лиц по вопросам учета и сохранности ценностей, находящихся на их ответственном хранении.
      10. Широкое применение современных средств автоматизации при выполнении учетно-вычислительных работ.
      11. Составление и представление в установленном порядке и в предусмотренные сроки бухгалтерской и налоговой отчетности.
      12. Ведение массива нормативных и других документов по вопросам учета и отчетности, относящихся к компетенции бухгалтерских служб.
      13. Хранение документов в соответствии с правилами организации государственного архивного дела.

      Исходя из объема выполняемых функций аппаратом бухгалтерии, определяется его численность, устанавливаются должностные обязанности и распределяются работы между исполнителями.

      Учетная политика организаций
      верх

      Вопрос 1. Рабочие документы экономического субъекта

      Стандарты экономического субъекта относятся к пятой группе системы нормативного регулирования бухгалтерского учета. В их состав входят:

      • учетная политика организации;
      • график документооборота;
      • утвержденные руководителем формы первичных учетных документов;
      • рабочий план счетов бухгалтерского учета организации;
      • утвержденные руководителем формы внутренней отчетности и др.

      Основы формирования учетной политики организации установлены Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), утвержденным приказом Минфина России от 6 октября 2008 г. № 106н. В учетной политике рассматриваются вопросы, решение которых в соответствии с действующим законодательством многовариантно. При принятии учетной политики также утверждаются:

      • рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета;
      • формы первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, а также документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
      • порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;
      • способы оценки активов и обязательств;
      • правила документооборота и технология обработки учетной информации;
      • порядок контроля за фактами хозяйственной жизни и другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

      Изменение учетной политики организации может производиться в случаях, строго оговоренных в ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»:

      • изменения законодательства Российской Федерации и (или) нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету;
      • разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета;
      • существенного изменения условий хозяйствования (реорганизация, изменение видов деятельности и т.п.).

      Изменение учетной политики производится с начала отчетного года, если иное не обуславливается причиной такого изменения. Учетная политика организации оформляется организационно-распорядительным документом. Согласно Положению по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, создание первичных учетных документов, порядок и сроки передачи их для отражения в бухгалтерском учете производятся в соответствии с утвержденным в организации графиком документооборота. Порядок организации документооборота в бухгалтерском учете организаций определен Положением о документах и документообороте в бухгалтерском учете, утвержденным Приказом Минфина СССР от 29 июля 1983 г. № 105. Работу по составлению графика документооборота организует главный бухгалтер организации, утверждается график приказом руководителя предприятия. График должен устанавливать в организации рациональный документооборот, способствовать улучшению всей учетной работы в организации, усилению контрольных функций бухгалтерского учета.

      График документооборота оформляется в виде схемы или перечня работ по созданию, проверке и обработке документов, выполняемых каждым подразделением организации, а также всеми исполнителями с указанием их взаимосвязи и сроков выполнения работ. В графике документооборота определяется круг лиц, ответственных за оформление документов, указываются порядок, место, время прохождения документа с момента его составления до сдачи в архив. Работники организации создают и представляют документы, относящиеся к сфере их деятельности по графику документооборота. Ответственность за своевременное и качественное оформление первичных учетных документов, передачу их в установленные сроки для отражения в бухгалтерском учете, а также за достоверность содержащихся в них данных несут лица, заполнившие и подписавшие эти документы. Контроль за соблюдением исполнителями графика документооборота в организации осуществляет главный бухгалтер. Требования главного бухгалтера в части порядка оформления фактов хозяйственной жизни и представления в бухгалтерию необходимых документов являются обязательными для всех подразделений организации. Формы первичных учетных документов утверждаются руководителем экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. Формы первичных учетных документов для организаций государственного сектора устанавливаются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

      Вопрос 2. Использование электронных документов

      В статье 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете» содержится норма о допущении формирования первичных учетных документов в виде электронного документа, подписанного электронной подписью. Использование электронных документов в организации предполагает использование электронного документооборота, который может осуществляться при наличии следующих условий:

      1. в организации должен быть издан приказ руководителя, содержащий перечень должностных лиц, имеющих право проставлять электронную цифровую подпись на документах;
      2. должен быть определен круг операций и контрагентов, по которым будет осуществляться электронный документооборот;
      3. компьютер, на котором будет осуществляться работа с электронными документами, подписанными электронной цифровой подписью должен быть аттестован и использоваться только для указанных целей;
      4. должны быть в наличии соглашения между сторонами об использовании электронного документооборота и порядке обмена электронными документами;
      5. контрагенты, задействованные в электронном документообороте, должны быть клиентами одной из систем подтверждения подписи должностных лиц, а система должна быть зарегистрирована в Едином государственном реестре сертификатов ключей подписей удостоверяющих центров;
      6. весь документооборот должен проходить только по защищенным каналам связи или через специализированную организацию.

      Рабочий план счетов организации, утверждаемый руководителем, формируется из перечня счетов, приведенных в Плане счетов и инструкции по его применению. Необходимость конкретной организации в счетах устанавливается по каждому объекту учета. Рабочий план счетов организации содержит перечень применяемых организацией синтетических счетов и субсчетов. Формы внутренней отчетности разрабатываются организацией самостоятельно, исходя из особенностей ее функционирования, и утверждаются руководителем организации.

      Особенности бухгалтерского дела в организациях разных форм собственности, отраслевой принадлежности и функционального назначения
      верх

      Вопрос 1. Бухгалтерский учет при создании юридического лица

      Бухгалтерский учет необходимо вести с момента создания организации. Бухгалтер участвует в регистрации учредительных документов, ставит организацию на учет в налоговых органах, открывает расчетный счет в банке и т.п. Юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц (далее ЕГРЮЛ). При государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляются:

      • подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
      • решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с российским законодательством;
      • учредительные документы юридического лица (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
      • выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица - учредителя;
      • документ об уплате государственной пошлины.

      Юридическое лицо осуществляет свою деятельность на основании одного из следующих документов:

      • устава;
      • учредительного договора и устава;
      • учредительного договора.

      Налоговый орган, осуществивший постановку на учет вновь созданной организации или индивидуального предпринимателя, обязан выдать им свидетельство о постановке на учет в налоговом органе. Форма такого свидетельства устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Налоговый орган обязан осуществить постановку на учет (снятие с учета) организации или физического лица по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и (или) транспортных средств в течение десяти дней со дня поступления сведений от соответствующих регистрирующих органов (статья 85 НК РФ). Налоговый орган в тот же срок обязан выдать или направить по почте свидетельство о постановке на учет в налоговом органе и (или) уведомление о постановке на учет (уведомление о снятии с учета) в налоговом органе. Постановка на учет, снятие с учета осуществляются бесплатно. Каждому налогоплательщику присваивается единый идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) по всем видам налогов и сборов, в том числе подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, и на всей территории Российской Федерации. Налоговый орган указывает идентификационный номер налогоплательщика во всех направляемых ему уведомлениях. Каждый налогоплательщик указывает свой идентификационный номер в подаваемых в налоговый орган декларации, отчете, заявлении или ином документе, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством. Чтобы открыть расчетный счет, бухгалтеру нужно представить в банк следующие документы:

      • заявление на открытие расчетного счета;
      • нотариально заверенные карточки с образцами подписей руководителя, главного бухгалтера и оттиском печати организации (в двух экземплярах);
      • нотариально заверенные копии учредительных документов и свидетельства о государственной регистрации организации;
      • нотариально заверенную копию свидетельства о постановке организации на учет в налоговой инспекции;
      • копию справки Госкомстата России о присвоении организации статистических кодов.

      Банк может потребовать и некоторые другие документы (например, копии приказов о назначении руководителя и главного бухгалтера). Об открытии расчетного счета следует сообщить в налоговую инспекцию в течение семи рабочих дней (статья 23 НК РФ). При невыполнении этого требования налагается штраф:

      • на организацию в размере 5000 руб. (статья 118 НК РФ);
      • руководителя фирмы – на сумму от 1000 до 2000 руб. (статья 15.4 КоАП РФ).

      Если у фирмы есть филиалы, то сообщать об открытии счета в любом из них нужно в налоговую инспекцию головного подразделения. Для сообщения об открытии (закрытии) счета предусмотрен специальный бланк. Для заявления на открытие расчетного счета не предусмотрен типовой бланк. Каждый банк утверждает его самостоятельно. Заявление составляют в одном экземпляре и представляют в банк вместе с другими документами, необходимыми для открытия счета. Кроме того, бухгалтер и руководитель организации должны проанализировать выбранные системы налогообложения, формы учета и множество других организационно-методических моментов и разработать приказ «Об учетной политике». Вновь созданная организация, организация, возникшая в результате реорганизации, оформляет избранную учетную политику в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/2008 не позднее 90 дней со дня государственной регистрации юридического лица. Принятая вновь созданной организацией учетная политика считается применяемой со дня государственной регистрации юридического лица.

      Вопрос 2. Реорганизация юридического лица

      Правовые основы реорганизации юридического лица определены ст. 57 ГК РФ. Реорганизация может быть проведена в следующих формах:

      • слияния – создания нового юридического лица с передачей ему всех прав и обязанностей двух или нескольких юридических лиц и прекращением последних;
      • присоединения – прекращения одного или нескольких юридических лиц с передачей всех их прав и обязанностей другому юридическому лицу;
      • разделения – прекращения юридического лица с передачей всех его прав и обязанностей вновь созданным юридическим лицам;
      • выделения – создания одного или нескольких юридических лиц с передачей ему (им) части прав и обязанностей реорганизуемого юридического лица без прекращения деятельности последнего;
      • преобразования – изменения организационно-правовой формы юридического лица, т.е. трансформация юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида. Например, общество вправе преобразоваться в хозяйственное общество другого вида, хозяйственное товарищество или производственный кооператив.

      Реорганизация юридического лица может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. Юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц. При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица. Юридическое лицо в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о его реорганизации обязано в письменной форме сообщить в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, о начале процедуры реорганизации с указанием формы реорганизации. При государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации, в регистрирующий орган представляются следующие документы:

      1. подписанное заявителем заявление о государственной регистрации каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации, по форме, утвержденной уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти;
      2. учредительные документы каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
      3. решение о реорганизации юридического лица;
      4. договор о слиянии в случаях, предусмотренных федеральными законами;
      5. передаточный акт или разделительный баланс. Передаточный акт и разделительный баланс должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами. Передаточный акт и разделительный баланс утверждаются учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о реорганизации юридических лиц. Следует отметить, что специального бланка для передаточного акта нет. Поэтому его составляют в произвольной форме и указывают: реквизиты фирм, которые участвуют в реорганизации; данные актива и пассива баланса реорганизуемой фирмы; список прилагаемых документов (форм бухгалтерской отчетности, актов инвентаризации, сличительных ведомостей и т.д.). Непредставление вместе с учредительными документами соответственно передаточного акта или разделительного баланса, а также отсутствие в них положений о правопреемстве по обязательствам реорганизованного юридического лица влекут отказ в государственной регистрации вновь возникших юридических лиц;
      6. документ об уплате государственной пошлины;
      7. –документ, подтверждающий представление сведений в территориальный орган Пенсионного фонда РФ.

      Реорганизуемое юридическое лицо после внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о начале процедуры реорганизации дважды с периодичностью один раз в месяц помещает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридических лиц, уведомление о своей реорганизации. В уведомлении о реорганизации указываются:

      • сведения о каждом участвующем в реорганизации, создаваемом (продолжающем деятельность) в результате реорганизации юридическом лице;
      • форма реорганизации;
      • описание порядка и условий заявления кредиторами своих требований;
      • иные сведения, предусмотренные законом.

      Кредиторы общества не позднее чем в течение тридцати дней с даты последнего опубликования сообщения о реорганизации общества вправе потребовать в письменной форме досрочного исполнения соответствующего обязательства должником, а при невозможности досрочного исполнения такого обязательства - его прекращения и возмещения связанных с этим убытков. Формирование бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации производится при наличии:

      1. учредительных документов организаций, возникших в результате реорганизации;
      2. решения учредителей или соответствующих органов, определенных законодательством Российской Федерации о реорганизации;
      3. договоров о слиянии или присоединении в установленных российским законодательством случаях;
      4. передаточного акта или разделительного баланса, которые в соответствии с решением (договором) учредителей могут включать следующие приложения:
        • бухгалтерскую отчетность,
        • акты (описи) инвентаризации имущества и обязательств реорганизуемой организации,
        • первичные учетные документы по материальным ценностям (акты (накладные) приемки-передачи основных средств, материально-производственных запасов и др.), перечни (описи) иного имущества, подлежащего приемке-передаче при реорганизации организаций,
        • расшифровки (описи) кредиторской и дебиторской задолженностей с информацией о письменном уведомлении в установленные сроки кредиторов и дебиторов реорганизуемых организаций о переходе с момента государственной регистрации организации имущества и обязательств по соответствующим договорам и контрактам к правопреемнику, расчетов с соответствующими бюджетами, государственными внебюджетными фондами и др.;
      5. документа, подтверждающего факт внесения соответствующей записи регистрирующего органа в ЕГРЮЛ в соответствии с российским законодательством:
        • о вновь возникших организациях при реорганизации в форме слияния, выделения, разделения и преобразования;
        • о прекращении деятельности последней из присоединенных организаций при реорганизации в форме присоединения и т.д.

      Составление передаточного акта или разделительного баланса рекомендуется приурочивать к концу отчетного периода (года) или дате составления промежуточной бухгалтерской отчетности (квартала, месяца), являющейся основанием для характеристики и оценки передаваемого имущества и обязательств реорганизуемой организации. На день, предшествующий дате внесения в ЕГРЮЛ соответствующей записи (о возникших организациях - при реорганизации в формах слияния, разделения и преобразования, о прекращении деятельности последней из присоединенных организаций - при реорганизации в форме присоединения) реорганизуемой организацией, прекращающей свою деятельность, составляется заключительная бухгалтерская отчетность. Заключительная бухгалтерская отчетность составляется в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99, в объеме форм годовой бухгалтерской отчетности, принятых ранее организацией, за период с начала отчетного года до внесения в ЕГРЮЛ соответствующей записи о вновь возникших организациях (о прекращении деятельности последней из присоединенных организаций). Во вступительной бухгалтерской отчетности, возникшей в результате реорганизации организации на начало отчетного периода (дату государственной регистрации), данные об имуществе, обязательствах и других числовых показателях заполняются на основе утвержденных в установленном порядке передаточного акта или разделительного баланса, а также данных заключительной бухгалтерской отчетности реорганизованных организаций, составленной с учетом возникших изменений в составе и стоимости передаваемого имущества и обязательств. В случае прекращения обязательства совпадением должника и кредитора в одном лице при реорганизации в форме слияния (присоединения) во вступительный бухгалтерский баланс организации, возникшей в результате реорганизации в форме слияния (присоединения), не включаются:

      • числовые показатели, отражающие взаимную дебиторскую и кредиторскую задолженность между реорганизуемыми организациями, включая расчеты по дивидендам;
      • финансовые вложения одних реорганизуемых организаций в уставные капиталы других реорганизуемых организаций;
      • иные активы и обязательства, характеризующие взаимные расчеты реорганизуемых организаций, включая прибыль и убытки в результате взаимных операций.

      Анализ и оценка учетной и отчетной информации
      верх

      Вопрос 1 Влияние учетных методик на показатели бухгалтерской отчетности

      Основной целью формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности является предоставление достоверных данных об организации заинтересованным пользователям. На базе изучения данных отчетности пользователем формируется определенное мнение о хозяйствующем субъекте. При этом на величину данных, представляемых в бухгалтерской (финансовой) отчетности оказывают непосредственное влияние закрепленные в учетной политике организации способы решения хозяйственных ситуаций. Соответственно выбор оптимального (с точки зрения бухгалтера) решения хозяйственных ситуаций опосредованно предопределяет мнения пользователей учетных данных, а также решения, принимаемые ими на основе отчетных данных. Так, выбор способов амортизации нематериальных активов и основных средств, определение стоимостного критерия признания основных средств, а также определенность в возможности проведения переоценки основных средств будет оказывать влияние на стоимость внеоборотных активов, представляемую в бухгалтерском балансе, а соответственно и на структуру активов организации. В свою очередь, на основе данных о структуре активов организации пользователь учетной информации может сформировать мнение: об уровне мобильности структуры активов, ускорении или замедлении оборачиваемости средств, о сворачивании или расширении производственной базы и т.д. Принятие решения о проведении переоценки основных средств организации будет оказывать влияние не только на стоимость внеоборотных активов, но и на величину собственного капитала организации. В случае дооценки собственный капитал будет увеличиваться, а, соответственно, будет расти и доля собственного капитала в составе источников образования имущества организации. Это будет расцениваться пользователем бухгалтерской (финансовой) отчетности как усиление финансовой устойчивости хозяйствующего субъекта.

      Принятый в организации способ оценки потребленных производственных запасов будет влиять на величину стоимости запасов в составе оборотных активов организации. Так, например, применение способа ФИФО в условиях инфляции будет обеспечивать большую стоимость запасов на балансе организации, нежели применение способа оценки по средней себестоимости (при прочих равных условиях), что в свою очередь будет влиять на мнение пользователя в отношении уровня платежеспособности организации (выше он будет в случае применения способа ФИФО). Однако, в той же ситуации, но в случае формирования мнения пользователя о скорости оборачиваемости оборотных активов в наиболее благоприятном свете окажется организация, применяющая метод оценки производственных запасов по средней себестоимости. Выбор способа списания общехозяйственных расходов будет оказывать влияние на такие показатели бухгалтерской (финансовой) отчетности как: стоимость запасов, величина себестоимости реализуемой продукции, валовой прибыли и прибыли от продаж. Так, в случае включения общехозяйственных расходов в состав затрат на производство, стоимость запасов (в части готовой продукции, оставшейся на складе организации), представляемая в балансе, окажется выше, нежели в случае применения альтернативного варианта. В то же самое время, сумма себестоимости реализуемой продукции в первом случае окажется выше, чем во втором. Однако, в случае списания общехозяйственных расходов в дебет счета 90 «Продажи», при прочих равных условиях, сумма прибыли от продаж окажется ниже в сравнении с первым вариантом, а, соответственно, ниже будет и сумма чистой прибыли организации. В данной ситуации, пользователь при оценке уровня рентабельности продаж предпочтение отдаст организации, применяющей первый из рассмотренных вариантов.

      Вопрос 2. Влияние резервирования на показатели финансовой отчетности

      Решение, принятое бухгалтером в отношении создания резервов под обесценение финансовых вложений и под снижение стоимости материальных ценностей будет влиять на представление в бухгалтерском балансе стоимости оборотных активов, а также на величину прочих расходов и чистой прибыли отчетного периода, отражаемые в отчете о прибылях и убытках. В случае формирования указанных резервов пользователю будет представляться информация о меньшей стоимости оборотных активов, нежели в альтернативном варианте. Если в бухгалтерском балансе стоимость материально-производственных запасов будет занижена на сумму сформированного резерва, о величине которого пользователь не будет осведомлен, у него может сложиться мнение о том, что в организации не имеют места залежалые товарно-материальные запасы и организацией осуществляется их активный сбыт. Однако, создание резерва производится за счет финансовых результатов организации, а, соответственно, влечет за собой их уменьшение. То есть с позиций анализа величины прибыли более выгодно будет выглядеть та организация, которая резервы не создает. Помимо этого, организация, не создающая резервов, в представлении пользователя будет иметь уровень платежеспособности выше, нежели организация, формирующая резерв (особенно в отношении резерва под обесценение финансовых вложений). Отражение в учете операций по созданию указанных резервов влечет за собой сокращение не только прибыли отчетного периода, представляемой в отчете о прибылях и убытках, но и суммы нераспределенной прибыли, отражаемой в бухгалтерском балансе. А, соответственно, в отчетности пользователю будет представлена меньшая величина собственного капитала, в отличие от той, которая бы сформировалась без создания резервов.



      Заметили опечатку?

      Выделите текст и нажмите CTRL+ENTER.

      Поступить в МИЛ

        • captcha

        Поступить в МФЭИ

          • captcha

          Demo Demo